24 февраля 2012  | 

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей — это очень важная задача, которая стоит перед любящими родителями.

Ведь, чем лучше у ребенка будет развита память, тем легче ему будет учиться в школе.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Гуляя на площадке с детками одного возраста легко заметить, что одни дети обладают хорошей памятью и с легкостью рассказывают стихи, сказки.

Другие же дети с трудом рассказывают стихотворения, состоящие из пары строк.

Что такое память?

Память – это способность человека сохранять и воспроизводить информацию.

Выделяют различные виды памяти:

  • Зрительная (запоминание образов: лиц, форм, цветов и пр.)
  • Тактильная, или двигательная (память движения рук, ног и пр.)
  • Слуховая (восприятие информации на слух)
  • Эмоциональная (память о пережитых событиях, эмоциях)

Необходимо учитывать, что память хорошо развивается. Чем ребенок старше, тем память у него лучше.

Это связано с тем, что подростки и взрослые при запоминании используют свой опыт, ассоциации. Чем больше человек узнает, тем лучше у него память.

Развитие памяти

Развитие памяти

Память у малышей носит непроизвольный характер. Дети легко запоминают интересную для них информацию, отфильтровывая «мусор». И бесполезно заставлять ребенка запомнить что-то неинтересное.

Как развить память у ребенка?

Давно известно, что чем больше родители (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) общаются с малышом, тем ребенок быстрее развивается.

Чем больше ребенку читают книги вслух, тем лучше у него память.

То есть для того, чтобы развивать память у ребенка нужно больше с ним общаться.

Как только Ваш малыш произнесет первое слово начинайте с ним обсуждать все, что Вы видите и слышите.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Расскажите папе, чем Вы занимались на прогулке, что Вы кушали, в какие игры играли.

Естественно, что первоначально рассказывать будете Вы сами. Но потом, Ваш малыш привыкнет и будет дополнять Вас.

Когда Вы читаете малышу книгу, комментируйте картинки и действия, которые происходят по сюжету. Поощряйте вопросы Вашего малыша.

Таким образом для развития памяти у ребенка необходимо:

  • больше разговаривать с малышом
  • читать книги
  • играть в игры, способствующие развитию памяти.

Игра для развития зрительной памяти: «Фокусник»

Кладем на стол несколько предметов.

Количество предметов должно быть на один больше, чем лет ребенку.

Показываем ребенку эти предметы в течение 5-10 секунд.

Затем просим ребенка закрыть глаза или отвернуться.

В это время, набрасываем платок на вещи, и с таинственным видом, говорим магические слова:

Асара-бара-чукара.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Незаметно прячем под платок один предмет.

Спрашиваем у ребенка, чего не хватает на столе.

Если ребенок несколько раз подряд не узнает, чего не хватает, то необходимо уменьшить количество предметов на столе, либо дать посмотреть на все предметы в течение более длительного времени.

Чередуйтесь с ребенком. Пусть ребенок тоже побудет фокусником.

В игре, иногда, специально давайте неверные ответы. Чтобы ребенок видел, что взрослые тоже ошибаются.

Игру можно усложнить:

  • менять местами предметы
  • добавлять другие предметы
  • убирать один предмет и добавлять другой

Игра для развития тактильной памяти: «Кот в мешке»

Для этой игры, конечно же не надо сажать кота в мешок 🙂

Развитие памяти

Развитие памяти

А нужно взять непрозрачный мешочек и положить в него различные предметы, знакомые ребенку.

Ребенок, опустив руку в мешочек, наощупь должен узнать, что он взял.

Если ребенку трудно, помогайте ему наводящими вопросами:

  • какой формы предмет
  • гладкий он или шероховатый
  • маленький или большой и т.д.

В магазинах продаются готовые наборы для развития тактильной памяти «Волшебный мешочек«.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Игра для развития памяти: «Сочинялка»

Игру «Кот в мешке» можно усложнить. Нужно не только доставать предметы, но и запоминать очередность доставания. Для этого сочиняем веселую историю. К примеру, ребенок достал следующие предметы:

  • машинка
  • кукла
  • расческа
  • кубик
  • книга
  • фломастеры

История может быть, к примеру такой. Ехала машинка. В ней сидела кукла. В руках кукла держала расческу, которой расчесывала кубик. Кубик упал и превратился в книгу, которую сразу начали читать фломастеры. Когда сочиняете истории, чаще придумывайте смешные, абсурдные ситуации. Они запоминаются лучше всего. После того, как ребенок сочинит историю, он с легкостью перечислит все, что имеется на столе. Даже, если Вы будете незаметно  убирать предметы, менять их местами или дополнять новыми. Для деток постарше, с помощью игры в «Сочинялку» можно научиться легко запоминать цифры. Нужно только представить на что похожа цифра (1 — палочка, 2- лебедь и т.д.). Более подробно о различных способах запоминания цифр можно прочитать в книге «Как развить хорошую память и запоминать цифры».

Развитие памяти

Развитие памяти

Настольные игры для развития зрительной памяти

Для развития памяти у детей и взрослых очень интересны настольные игры «Memory«.

Игра «Memory» состоит из парных карточек.

Правила игры в «Memory».

Все карточки необходимо разложить вверх рубашками.

Игроки, поочередно открывают по две карточки.

Если карточки совпали, то игрок берет их себе.

Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Для малышей 3-5 лет продаются наборы игр «Запоминайка«.

Развитие памяти у детей: Запоминайка

Развитие памяти у детей: Запоминайка

В серию «Запоминайка» входят игры: «Малыши», «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Машинки».

В набор входит 12 парных карточек. На карточках нарисованы крупные забавные картинки, которые нравятся даже самым маленьким детям.

Для развития памяти у детей постарше будет интересна экономическая настольная игра «Найди евро».

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Для развития памяти у ребенка можно использовать еще множество игр. Помогите своему малышу — поиграйте с ним. И результат обрадует Вас обоих.

35 комментариев Развитие памяти у детей

  • Любовь Хмелинина

    А я сама делала игру «волшебные мешочки», где-то в 1,5 года начали играть. Илюше нравилось выбирать себе мешочек и мы с удовольствием играли. Да ещё и сам просил поиграть;) Потом как-то забросили это дело, хочу возобновить, надо только насобирать материал.
    А стихи… порой меня удивляет. Меня всё подруга спрашивала, а вы учите стихи, а вот я уже в год то-то и то-то рассказывала, а вы? А мы нет, отвечала, когда захочет, тогда и будет, заставлять и зубрить не будем, т.к. бесполезное это дело. Я ж ему читаю, рассказываю. И в один прекрасный момент Илья выдал.
    В лото нравится играть не по правилам, а просто раскладывать карточки. Домино используем как конструктор для создания машин и гаражей. Недавно купила лото двухстороннее, с одной стороны обычное, а с другой картинки и их нужно как пазл собирать. Вот эта сторона домино сейчас пользуется большим успехом, чем традиционная.

    • Людмила

      Любовь, я тоже с Олесечкой специально стихи не учила. Но она знает наизусть «Муху-цокотуху», «Мойдодыра», половину сказки «Конька Горбунка». Мы сейчас ходим с ней на занятия по музыкальной сказке и там дают на дом стихи учить. Олеся даже слушать не хочет, что НУЖНО учить стихи. Это дети позже понимают слово «Надо», когда в школу идут — лет в 6-8.
      Мы больше всего любим играть в «Запоминайку».
      Насчет самодельных игрушек — Вы просто молодцы! Во многом, благодаря Вашему блогу, в мою жизнь тоже вошло рукоделие 😉 мы теперь тоже шьем игрушки, одежду для кукол и делаем сами мозаику и пазлы.

      • Любовь Хмелинина

        Очень рада, что вдохновила вас на рукоделие)))
        А я думаю, что чуть попозже попробуем игру «запоминайку».
        У меня как-то Чуковского не желает слушать. Хотя в последнее время заметила, что постоянно что-то говорит из «Мойдодыра». Сегодня рисовали и он как обычно (в последнее время) разрисовал себе ладошку, чтобы отпечатки оставлять. Порисовал, потом говорит:»пойдём руки мыть» и следом глядя на свои ладошки: «у тебя такие руки, что сбежали даже брюки» Предполагаю, что в садике читают.
        Нам же ещё выдали стих, чтобы в 8 марта выучить, небольшое всего 4 строчки. Мы вечером несколько раз прочитали и он запомнил. Два дня я про это четверостишие и не вспоминала, а сегодня нам воспитательница говорит, что Илья рассказал им это стихотворение. Запомнил.

        • Людмила Власова

          Люба, у детей потрясающая память. Я ни разу не учила с дочками специально стихи, мы просто по несколько раз прочитывали книги. Мои дочки с 2 лет поражают окружающих рассказывая полностью «У лукоморья дуб зеленый»

  • Александр

    Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения…

    • Людмила

      У детей память гораздо обширнее и непонятнее и включает в себя не только внимание.

  • Юлиания

    Все познавательные процессы взаимосвязаны, развивая память мы одновременно развиваем внимание и мышление.
    Согласна с Любовью по поводу стихов, у моей дочки очень хорошая память, но учить стихи мы категорически отказываемся, хотя сама может что — нибудь продекламировать, но не на заказ.

    • Людмила

      Так в статье нигде и не написано учить стихи для развития памяти 🙂 Стихи учат уже взрослые люди — для сохранения памяти, а не для развития 😉
      Детей до 5 лет вообще ничего нельзя заставлять делать, с ними можно только играть!

  • Юлия

    Людмила, в который раз захожу на ваш сайт за вдохновением! Мы с детворой давно уж полюбили «Кота в мешке», причем годовалому сынишке эта игра нравится больше, чем Вике, она любит заниматься по книжкам, для нее это как ритуал какой-то, она не читая задания уже выполняет некоторые упражнения, причем без подсказок (да еще и правильно!) и пазлы очень хорошо тренируют память(по крайней мере у нас так). Дочурка собирает картинки по памяти!

    • Людмила

      Юлия, спасибо за теплые слова!
      У нас тоже Олеся с удовольствием играла в «Кота» с года до двух.
      А теперь тоже пазлами увлекается, может целый час собирать. Иногда мы с ней соревнуемся и дочурка все чаще обгоняет меня. Растет настоящий спец по пазлам.

  • Cветлана Бобровская

    Очень хорошие рекомендации, работающие. Стоит добавить, что просмотр мультиков никак не способствует развитию памяти, а даже наоборот. Если маленький ребенок много смотрит мультиков, тормозится развитие мышления.
    Стихи с малышами учат не для развития памяти, а для развития речи и её ритмики. Дети, с которыми играли в стихи (ненавязчиво заучивали в игре), легче обучаются музыке!

    • Людмила

      Мы старшей дочери мультики вообще до 3 лет не включали. Мультики мы заменяем чтением книг и прослушиванием аудиосказок.
      Стихов моя дочка знает много, но мы их вообще не учили, даже ненавязчиво — просто читали.
      А для музыкального развития полезно с рождения включать аудиозаписи ребенку. У нас есть диск «100 лучших детских песенок», я его включала Олесе с рождения. Недавно выяснилось, что дочка знает практически все песни из этого диска.

      • Cветлана Бобровская

        Тут сложная взаимосвязь: ребенок учится музыке, и у него улучшаются математические способности. Проговаривает ритмически организованные тексты (детские стишки) — развиваются музыкальные способности. Самое опасное для малышей это реклама. Она въедается в мозг. Ребенок не знает ни одного стишка, ни одной детской песенки (в садик не ходит), но знается десяток рекламных слоганов. Это ли не бред?!

        • Людмила

          Не встречала таких деток, чтобы десяток рекламных слоганов знали. Может быть потому, что я сама телевизор не смотрю и не зная текста рекламы 🙂

          • Cветлана Бобровская

            Увы, это дочка племянника моего мужа. Они живут отдельно, мы редко видимся, но каждый раз я буквально болею от того, что вижу и слышу. Осенью она пойдет в школу. Я сочувствую учительнице, у которой в классе будет хотя бы один такой ребёнок.

            • Людмила

              Если один такой ребенок будет из 30 это ничего страшного. Всего лишь капля дегтя в ложке меда 😉

  • Елена

    Хорошие и главное работающие рекомендации.

    • Людмила

      Из собственного багажа — активно развиваем память, играясь с дочками 🙂

  • Инна

    Я полностью согласна с Вами, ребенком нужно заниматься. Развитие всех видов памяти благотворно потом скажется на учебе в школе. Именно у дошкольников легче выявить особенности запоминания, присущие именно его личности.

    • Людмила

      Дети — это лучшие люди на свете. И если с ними заниматься, то результаты бывают просто потрясающие!

  • Елена

    Сколько всего игр для развития памяти. Все и не запомнишь. Но все наверное интереснее будет проводить игры с пользой для ребенка, а непросто так. Спасибо вам Людмила за информацию!

    • Людмила

      Всегда пожалуйста. Одновременно во все игры и не нужно играть. Можно пробовать разные и выбирать, что больше ребеночку понравится.

  • Стефания

    Сколько всего интересного!
    Мой дядя постоянно жалуется на плохую память своего сына.
    Надо обязательно рассказать, сколько, оказывается, есть способов развить память!
    Спасибо, очень интересно и познавательно!

    • Людмила

      Стефания, рада, что понравилось!

  • Логинова Катя

    Мы тоже так с сыном играли, когда малышом был. Теперь дочка на подходе. У нее вообще особенная память, женская 🙂 Уверена, что есть отличия.

    • Людмила

      Катюша, с удовольствием почитаю потом на твоем блоге об отличии девочек и мальчиков. У меня ведь две дочки, а нужно и к внукам готовиться 🙂

  • Катерина

    Моему сыну 2,1 и он с удовольствием играет в memory, но только на ipod 🙂 Сам научился!

    • Людмила

      Какой молодец! В 2 года уже ipod освоил! Сейчас подрастет у папы ipod заберет, у мамы компьютер 😉 Не перестаю удивляться, как быстро дети осваивают современную технику.

  • зоя

    Нашим внукам нравится играть в игры , похожие на «Кота в мешке». Я им даже сама сшила игрушку «искалочку».

    • Людмила Власова

      Отличная игра. Мы тоже обожаем в нее играть, причем частенько меняем содержимое.
      Бывают у нас:
      — игрушки
      — настоящие фрукты и овощи
      — геометрические фигуры.

  • Настя

    Людмила веселая история у вас в Запоминайке получилась) А если серьезно очень интересные идеи. В фокусника мы уже играли раньше. Нужно было видеть лицо ребенка когда поднимаешь платок, а там не хватает чего-то. Катя сразу начинала искать пропажу)

    • Людмила Власова

      А у нас Олеся сама норовит показать фокус, а отгадывать не особо любит 🙂

  • Зоя

    Сейчас столько настольных игр в магазинах, что глаза разбегаются. Наши дети успели еще поиграть в игры моего детства. Очень им нравились музыкальные викторины, в которых надо было двумя проводочками соединять вопрос и ответ. Если угадаете, то загоралась лампочка. Игры у нас до сих пор лежат на полке, а вот батареек к ним уже нет в магазинах.
    Людмила, я тут подумала, а не сделать ли мне на сайте пост с играми другого поколения. Интересно же сравнить. Как ты считаешь?

    • Людмила Власова

      Зоя, очень интересная идея — сравнить игры разных поколений.
      А я могу описать более подробно современные настольные игры — у нас их несколько десятков.
      Кстати, у нас есть игра, подобная Вашей. Называется она «Знатоки» по типу игры «Что? Где? Когда?» При правильном ответе тоже загорается лампочка.

  • Зоя

    Людмила, на следующей неделе сделаем совместные статьи об играх нескольких поколений с перекрестными ссылками. Сейчас заканчиваю работу заказчику, времени совсем мало. В качестве отдыха пишу комментарии и сижу в соц сетях. А с ума можно сойти от работы.

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>