6 Февраль 2012  | 

Кубики Зайцева — учимся читать по складам

Кубики Зайцева в последние годы завоевывают все большую популярность. Реклама утверждает, что по кубикам Зайцева можно научиться читать всего за несколько занятий.

Общее представление о методике обучения чтению по кубикам Зайцева Вы получите на страницах блога «Развивашка».

История появления кубиков Зайцева

Методика обучения чтению Н.А. Зайцева, более известная под названием «Кубики Зайцева», основана на принципе чтения по складам.

Но склады не Н.А. Зайцев придумал.

Еще в начале XIX века в России учили читать по букварю Кузьмичева Федота.

По этому букварю, вероятно, учился и Лев Толстой.

Великий русский писатель сам обучал чтению крестьянских детей: способных за 3-4 урока, а менее способных – за 10 уроков.

Лев Толстой издал две азбуки, по которым некоторые педагоги занимаются и по сей день.

Суть методики Толстого была в следующем: нужно обучать чтению по складам.

Склады бывают двух видов.

Во — первых, склад — это обычный слог, в котором идет сочетание согласного и гласного звуков: ма, па, де, ба.

Во-вторых, складами могут быть и одиночные звуки, причем, как гласные, так и согласные: о, в, а, р.

Чтобы понять суть склада, нужно только прислушиваться к себе. Например, скажите «а». Чувствуете, легкое напряжение мышц в глотке и следующее за ним выдыхание воздуха? 

При произнесении согласных складов ощущения другие. Так, при произнесении звука «б» — губы плотно сжимаются, а потом выдыхается воздух. 

Слово «развивашка» по складам будет выглядеть так: «ра-з-ви-ва-ш-ка»

Николай Зайцев доработал методику Льва Толстого, упростив и обогатив ее, путем использования в обучении кубиков.

Таким образом, обучение превратилось в игру.

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева

Обучение чтению по методике Зайцева проходит в 3 этапа:

  1. Знакомим ребенка с кубиками Зайцева
  2. Малыш узнает склады
  3. Ребенок читает и составляет слова и небольшие предложения.

Для обучения чтению по складам Зайцев предложил использовать:

  • Кубики
  • Таблицы
  • Попевки.
Зайцев со своими кубиками

Автор методики — кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева предлагается 52 кубика со складами.

7 кубиков повторяются, для чтобы строить слова с повторяющимися складами: мама, папа, баба.

Кубики Зайцева неоднородны, они отличаются по следующим признакам:

  • по размеру (большие и маленькие)
  • по цвету (желтые, серые, светло-коричневые, белые)
  • по весу (легкие, средние и тяжелые)
  • по звучанию (глухие, звонкие – из-за различных наполнителей: железо, дерево, монеты)

На золотых (желтых) кубиках изображены гласные буквы, на железных и деревянных склады из согласных и гласных букв.

На железных (серых) кубиках имеются звонкие склады, а на деревянных (светло-коричневых)– глухие склады.

На железно-деревянных кубиках — склады, имеющие твердые знаки, а на деревянно-золотых склады с мягкими знаками.

На белых кубиках расположены знаки препинания.

Буквы на кубиках пишутся тремя цветами:

  • голубой — гласные;
  • синий — согласные;
  • зеленый — твердый и мягкий знак.

Такое разделение кубиков, по замыслу автора, необходимо для воздействия на органы чувств ребенка. Разные кубики помогают образовывать различные ассоциации, что значительно облегчает процесс запоминания.

Таблицы Зайцева

Для обучения чтению по методике Зайцева необходимо использовать таблицы со складами.

В наборе имеются две настенные таблицы (520х720 мм), на которых расположены те же склады, что и на кубиках.

В одной таблице собраны склады по принципу: звонкие – глухие (Б-БА, П-ПА).

В другой таблице – твердые и мягкие склады (Б-БА, БЬ-БЯ).

Попевки Зайцева

Чтобы обучение чтению было более эффективным, Н. Зайцев предлагает склады не просто проговаривать, а петь.

В комплект набора для чтения «Кубики Зайцева» входит CD, на котором склады поются под  аккомпанемент балалайки и баяна на мотив 35 мелодий.

Попевки способствуют запоминанию складов. Кроме того, они являются прекрасными упражнениями по развитию речи.

В каком возрасте начинать занятия по кубикам Зайцева?

Дети и Кубики Зайцева

Работа с таблицами Зайцева

Сам автор методики говорит о том, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению детей после 3 лет.

Но, многие мамы, начинают учить своих малышей по кубикам Зайцева с самого рождения.

Только кубики в данном случае должны использоваться по другому назначению.

В качестве погремушек, для обучения разнице между большим и маленьким, для изучения цветов.

Все это будет способствовать раннему развитию Вашего малыша.

Кроме того, если ребенок с рождения слышит попевки, которые распевает ему мама, то он привыкает к этим звукам.

В дальнейшем малыш будет воспринимать занятия, как нечто обязательное, такое же, как прогулки, еда и сон.

До 3 лет ребенок читать, скорее всего, не научится. Хотя бывают продвинутые детки, особенно девочки, которые читают в 2,5 года.

Но большинство детей до 3 лет просто играют с кубиками: строят из них дома и башенки и тут же их ломают.

Как проходят занятия по методу Зайцева?

До занятия с ребенком необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Повесить на стену таблицы.
  2. Прикрепить три полочки для кубиков.
  3. Внимательно изучить методические указания автора методики.
  4. Запомнить расположение складов (они расположены в одинаковом порядке в таблицах и на кубиках)
  5. Прослушать и заучить кассету с попевками.

Занятия с ребенком

Методика Зайцева предполагает, что все занятия проходят в виде интересных и увлекательных игр.

В методичке имеются различные варианты игр.

Например, можно соревноваться с малышом кто больше кубиков переносит: железных, деревянных, золотых или маленьких и больших.

Можно строить вагончики с кубиками определенной буквы и даже говорящие поезда.

Но игра-игрой, а должен соблюдаться следующий алгоритм занятий:

  1. Пропеть кубики
  2. Пропеть склады по таблицам.
  3. Построить слова из кубиков.

Кубики и таблицы нужно сочетать, чтобы ребенок видел склады с разных сторон, что облегчит их запоминание.

Когда ребенок показывает указкой склады по таблице у него начинает работать «память тела».

Пропевание складов на веселый мотив подключает эмоциональную память.

По кубикам Зайцева дети начинают читать очень быстро.

И любовь к чтению у них сохраняется на всю жизнь, ведь процесс обучения проходит очень интересно.

Преимущества и недостатки методики Зайцева по обучению чтению

Преимущества:

  1. Главное преимущество обучения чтению по кубикам Зайцева – быстрый результат:

Дети 2-3 лет – обучаются чтению за 6-9 месяцев

Дети 3-4 лет – обучаются чтению за 16 занятий

Дети 4-5 лет – обучаются чтению за 5-10 занятий

Дети 5-6 лет – обучаются чтению за 4-6 занятий

2. Занятия проходят весело и увлекательно в форме игр.

3. Кроме обучения чтению, ребенок учится грамотному письму

4. Ребенок начинает чище и отчетливее говорить, вследствие постоянного повторения складов

5. Увеличивается запас слов.

6. Стимулируется развитие логики.

7. Ребенок учится работать самостоятельно.

Недостатки системы Зайцева:

  1. Необходимо соблюдать методические рекомендации автора методики.
  2. Требуется на стене укрепить таблицы и полки для кубиков.
  3. Возможны проблемы в школе — с фонетическим разбором слов.
  4. Нужны ежедневные занятия.
  5. Высокая стоимость.

Если Вы дочитали эту статью до конца, то можете смело покупать кубики Зайцева – Вы сможете обучить своего ребенка чтению по складам! Самое главное помните, что процесс обучения должен доставлять радость и малышу и Вам.  Занятия с малышом должны быть наполнены смехом, радостью и открытиями. Удачи!

Также я нашла в YouTube видео, где можно посмотреть — как прокодят уроки для детишек по методике Зайцева. Пусть здесь совсем мало времени заснято, но общее представление можно получить.

Комментарии (всего 86 шт.) к статье: Кубики Зайцева — учимся читать по складам

  • Мама чуда с косичками

    Нифига себе цены на эти кубики.

  • Людмила

    Да, цены кусаются :) Но, по сравнению с «Умницей» еще вполне терпимо!
    Катя, как долго я ждала твоего комментария на эту тему 😉

  • Мама чуда с косичками

    я кроме букваря жуковой и говорящей азбуки вообще ничего не покупала. :)А почему ждала именно моего коммента? Собственно, я уже говорила, что у нас никакой методики не было, поэтому ничего кроме больших глаз по поводу цен, сказать не могу :))

  • Людмила

    Так это потому что у тебя пока одна доча. Старшую свою я тоже учила по букварю Жуковой и обычным кубикам. А вот с младшей стала заморачиваться на модные методики :) Твой комент ждала потому что, если не ты трудную статью прокомментируешь, то кто же 😉 ?

  • Мама чуда с косичками

    Кстати, да, статья очень объемная и исчерпывающая, потрудилась ты на славу :)
    Постою, послушаю, что другие мамочки скажут :)

  • Людмила

    Я, действительно старалась — целую неделю тему изучала. Все решала покупать ли кубики Зайцева для Олеси или нет.

  • Мама чуда с косичками

    А я так и не поняла — купила или нет?

    • Людмила

      :) Не купим — куплю что-то другое, позже напишу :)

  • Елена

    Спасибо, очень интересная и полезная статья.

    • Людмила

      Всегда пожалуйста :)

  • Светлана

    Я старшего тоже по Жуковой учила. А вот для младшего хочется чего-то другого. Хотя нам еще рано на эту тему заморачиваться, нам 1 год. Про кубики Зайцева много слышала, но цена действительно кусается. Хотелось бы узнать на сколько они на самом деле эффективны для обучения.

    • Людмила

      Наверное, все мамы со вторыми детьми больше заморачиваются, хотя уже и опытнее. Это, как в родах. Первый раз рожаешь ребенка спокойно, а второй — уже страшно :)
      Что касается эффективности. По моим наблюдениям, наиболее эффективны кубики Зайцева все-таки при коллективных занятиях. Ибо нужно четко следовать методическим рекомендациям и большинство игр в методике рассчитано на группу детей. Если у мамы есть педагогические способности, то дома тоже будут хорошие результаты. В противном случае, кубики останутся кубиками, из которых можно строить, но по которым нельзя читать.

  • Катя

    Мы пробовали с сыном учиться читать по кубикам — не пошло абсолютно. Читала в какой-то литературе, что эта методика подходит только определённому типу детей. Вот каких точно не помню…. :( То ли правополушарным, то ли лево…

    • Людмила

      Авторы утверждают, что методика подходит любым детям и право- и левополушарным и детям с ЗР.

  • Tatyana

    Оййй, тут пока рекомендации к обучению прочтешь — изучишь, самой плохо станет :) еще и цена … что-то я сомневаюсь в их действенности :) Но интересно почитать будет как у кого пошли, если купите 😉

    • Людмила

      Я специально все подробно описала, чтобы человек прежде чем купить имел хорошее представление о том, что он покупает. Мое описание — раз в 20 меньше авторского :)

      • Tatyana

        капец, в 20 раз меньше? Тогда я пока сдаюсь :) поднимаю руки вверх… будем пробовать что-то попроще )))

        • Людмила

          Татьяна, не так страшен черт, как его малюют 😉

    • sv_alekseevna

      я своих детей учила 30 лет назад по методике Никитиных. Буквы, слоги и слова написаны на карточках. Всё делали сами. К четырем годам научились читать.

      • Людмила Власова

        sv_alekseevna, было бы желание у мамы или папы, а научить читать можно по-разному. Мы со старшей дочкой тоже учились читать по самодельным карточкам. А вот с младшей перепробовали кучу всяких пособий — интересно же :)
        В 4 года читает по складам, с 5 -ти лет — уверенно читает любые книги.

  • Лидия

    Согласна, что не каждому ребенку подойдет, да и родителю тоже…Купишь вот такое дорогое пособие, а потом ребенок будет обязан оправдать родительские жертвы))

    • Людмила

      Эффективность любой методики будет зависит прежде всего от людей, ОБУЧАЮЩИХ. Если мама или преподаватель увлечены кубиками Зайцева, то они легко увлекут и ребенка. Ведь малыши — очень гибкие и восприимчивые люди. А обучение по кубикам Зайцева предполагает обучение в игре, что очень важно при обучении ребенка.
      Если же родители покупают кубики Зайцева, либо начинают заниматься по любой другой методике только потому, что это «круто», когда ребенок начинает рано читать, то хороших результатов в обучении не будет никогда.
      Можно научить ребенка читать и по обычным кубикам с буквами и слогами, и по букварю, и по карточкам Домана только если ставить во главу угла Интерес, а не Обязанность.

  • Светлана

    Раннее развитие противоречит естественному развитию ребенка. Дорогие книги, пособия, игрушки… Это не для потребностей детей, это бизнес на родительских амбициях. Играйте вместе, эмоционально общайтесь, наблюдайте. В 5 лет предложите букварь Жуковой, ребенок сам покажет, что готов учиться читать. Научится быстро и с удовольствием, если не давить, а мотивировать.

    • Светлана

      Уфф…аватарка какая злобная. Вот. Зарегистрировалась. :)

      • Людмила

        Аватарки ставит робот. Если регистрируетесь, то сами выбираете :)

        • Светлана

          Спасибо. А где выбирать?..

          • Людмила

            Светлана, очень хорошая статья про то, как выбирать себе Аватарки

            • Светлана

              Спасибо большое, я на это платформе не ориентируюсь пока :)

              • Людмила

                Не за что, будет желание или необходимость — легко разберетесь. Аватарчик какой у Вас интересный стал. Заставляет приглядываться :)

    • Людмила

      Светлана, а что Вы имеете ввиду под ранним развитием? Пока ребенок мал – ему все интересно и нужно этим пользоваться. Ведь такой рывок, который ребенок совершает от рождения до 2 лет взрослым просто и не снился. Из беззащитного несмышленыша, который лежит и плачет получается самостоятельный человечек, который бегает и говорит. До 5 лет можно ребенка очень многому научить, чему он не захочет учиться дальше. Тем более, сейчас у большинства мам есть возможность находиться дома с ребенком до 3 лет и более. Все дети рождаются гениальными и родители могут помочь развить малышу таланты. Конечно, мягко, ненавязчиво, в игре.
      По поводу Жуковой. В 5 лет родители тоже могут давить, так же как и в 2-3 мотивировать :)
      Кстати какую Жукову Вы имеете в виду – Надежду или Олесю?

      • Светлана

        Надежда Сергеевна Жукова.
        В данном случае, под ранним развитием понимаю опережающее развитие ребенка с рождения до 2-3 лет. Естественное развитие также подразумевает интенсивный рост. Еще больше торопить природу? Да, по методикам раннего развития, ребенок развивается быстрее физически и интеллектуально, но как вы ускорите развитие психики, эмоций? Всему свое время.
        Многие одаренные детки уже в начальной школе ничем не отличаются от сверстников. Гениальность — спорный вопрос.
        В 2-3 года вы никак не мотивируете ребенка на обучение в школе, а вот в 5-6 — самое время.
        Плюс стоимость и трудоемкость методик.

        • Людмила

          Светлана, в 2-3 года ребенок, как губка впитывает в себя, информацию. Доказательство, практически все дети к 3 годам отлично говорят на родном языке (не выговаривание некоторых звуков не показатель). А школьники 7-10 лет учат иностранный язык и все-таки большинство учеников не могут разговаривать на иностранном языке, так как разговаривают малыши на родном. Так почему же упускать золотое время раннего детства?
          О стоимости методик.
          Благодаря Интернет можно обойтись минимальными затратами.
          О трудомемкости методик. «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда» :)
          По поводу Н.Жуковой.
          В большинстве школ идет обучение по «Букварю» Надежды Жуковой.
          Но, для обучения малышей, мне более симпатичны пособия Олеси Жуковой.

          • Светлана

            Выбор за родителями :)

            • Людмила

              Конечно, выбор, как и ответственность всегда за родителями.
              Светлана, у меня эта фраза «выбор за родителями» была в конце предыдущего комментария, но я ее удалила.
              Видно, мы с Вами, несмотря на разногласия, на одной волне идем :)

              • Светлана

                Безусловно! Я, как мама двух сыночков и лапочки дочки, воспитатель, педагог и психолог, согласна с Вами!

              • Людмила

                О, Светлана! Оказывается у Вас такой БОЛЬШОЙ ОПЫТ: трое детей, воспитатель, педагог, психолог. ОЧЕНЬ ПРИЯТНО с Вами общаться!

    • Tatyana

      Кстати, в словах Светланы, мне кажется, много правды. В одной передаче говорили, что в этом возрасте мозг ребенка развивается на подную катушку, и что лучше его не перегружать… но конечно же все родители сами решают как будет лучше их детишкам :)

      • Людмила

        А еще во многих передачах говорят, что у взрослого человека мозг работает всего на 1%. А если бы мозг работал на 7-8%, то люди были бы, как Ломоносов :) Помочь развиться мозгу можно только в период до 3-5 лет.

        • Tatyana

          Людмила, вот тут с Вами не соглашусь. Сколько передач на тему того, что даже взрослый человек, который использует мозг только на 1%, может многое наверстать :) Тут дело в другом, думаю, было бы желание…

          • Людмила

            Татьяна, взрослому нужно напрягаться, да лень мешает 😉 А ребенку все дается играючи.

            • Tatyana

              Ой, Людмила, это точно :)

              • Людмила

                :)

  • Юлиания

    Долго не знала что написать к этой статье, наконец, решилась.
    Пособие дорогое и громоздкое, одни таблицы сколько полезного места занимают, и не факт, что ребёнку будет интересно.
    Про наш опыт обучения чтению по Зайцеву писала у себя в блоге: http://minevictorian.blogspot.com/2011/12/blog-post_3395.html#more
    Я воочию посмотрела как занимаются в центрах раннего развития по данной методике и, честно сказать, мне сложно представить как по ней можно заниматься с группой более 10 человек.
    Людмила, если Вы с Олесей вышли в самостоятельное чтение целыми словами, то переход на кубики будет для Вас шагом назад.

    • Людмила

      Юля, спасибо, что поделились своим опытом обучения Виктории. Тем более, Вы попробовали и кубики Зайцева, и систему Монтессори, и «Умницу»!
      По поводу самостоятельного чтения. То, что мы закончили работу над всеми карточками Домана-Маниченко, к сожалению не означает, что мы вышли в самостоятельное чтение целыми словами. К тому же у Олеси сейчас начался период анализа, ее очень интересуют не только слова, но и отдельные буквы.

  • Катя

    Вот это дискуссия вышла! Опыт у каждого свой. Все же по поводу своих слов, снова скажу, что по проведенным исследованиям методика Зайцева подходит не всем детям. И дело не в том, что родители плохо стараются.
    Хочу подтвердить слова Светы по поводу того, что ребенка не стоит нагружать лишними методиками. Главное — играть с ними, именно играть. В игре все изучается гораздо проще. Это их стихия, это их язык. А кубики требуют чёткой организации занятий.

    • Людмила

      Катя, нет вообще ни одной методики, которая подойдет всем детям. А кубики Зайцева все-таки подходят для большинства детей, потому что они позволяют проводить обучение в игре. К тому же очень эффективны попевки под народную музыку — они помогают развить у ребенка музыкальный слух и обогащают его эмоционально. Еще раз повторю: обучение по кубикам Зайцева требует соблюдения методики, как и любая другая методика. Но результаты у нее превосходны, хотя родителям и придется самим потрудиться, осваивая все премудрости обучения по слогам.
      Легче всего, конечно, пустить на самотек — ведь рано или поздно ребенок все равно научится читать. Все родители сами принимают решение о развитии своего ребенка.

      • Светлана

        Всё же естественное развитие ребенка — это не самотек, это сообразный природе процесс. Я не против развивающих методик. Хотелось бы только без крайностей. Нужно ли это ребенку именно сейчас? Или это нужно маме?..

        • Людмила

          Светлана, Вы сами пишите, что естественное развитие ребенка — не самотек. Не понятно только где Вы видите крайности? Если ребенку доставляет удовольствие заниматься, почему его лишать развития? По методике Зайцева с детками начинают заниматься с 3 лет, неужели Вы считаете этот возраст слишком ранним для развития?

          • Светлана

            Людмила, мне кажется, что если какая-либо мама полагается на природу в естественном развитии своего малыша и не использует методики раннего развития (в том числе и кубики Зайцева), это абсолютно нормально. А разговоры о родительской ответственности и лишении ребенка развития у многих неопытных мам вызывают чувство вины. Детей обучают чтению и с рождения, и с 3 лет, но особого смысла в этом нет. А вот развивать у мам критическое мышление и уверенность в СВОИХ силах — это жизненно необходимо. Малышу и маме нравятся кубики Зайцева — это здОрово! Но если они их и в руках не держали, ничего страшного :)

            • Людмила

              Светлана, я много времени уделяю развитию своих детей. Своим опытом я делюсь с мамами, никому ничего не навязывая. Не думаю, что мои статьи могут вызвать у кого-то чувство вины. Взрослых людей никто не заставит читать то, что им не нравится.
              Можно и без кубиков Зайцева научить ребенка читать. Моя старшая дочка научилась читать по обычным кубикам: https://wunderkind-blog.ru/obuchenie-rebenka-chteniyu-lichnyiy-opyit-mamyi/.
              Но кубики Зайцева — это самая популярная методика обучения чтению дошкольников. Поэтому, можно познакомиться с этой методикой, даже не держа кубиков в руках :)

              • Светлана

                Статьи замечательные, Людмила! Я просто высказала личное мнение о раннем развитии и, в частности, обучении чтению. Дискуссия — это только плюс. Спасибо за общение!

              • Людмила

                Светлана, большое спасибо Вам за дискуссию! Очень интересно услышать мнение опытной мамы трех замечательных деток, воспитателя, педагога и психолога.
                Кстати, по поводу кубиков Зайцева, выше в комментариях я написала, что изучала эту тему, решая для себя покупать или нет. Я целую неделю изучала все о методике и решила поделиться найденной информацией для заинтересованных лиц. Почитав и посмотрев все о методике, я пришла к выводу, что методика очень интересна и кубики я сделаю для дочки сама.

  • Зоя

    Дочь пыталась сама делать кубики Зайцева для сына. Но бросила это дело. А читать можно научить и по газете. Главное, не методики и пособия, а желание ребенка обучаться и терпение мамы.

    • Людмила Власова

      А я сделала сама кубики, правда без наполнителей и белого цвета. Но Олеся от них в восторге, ведь так приятно самой составлять слова. По кубикам Олеся за месяц начала читать по складам.

  • София

    Мы с старшим сыном занимались по кубиками Зайцева. А еще он очень любил переписывать слова из разных упаковок (сок, масло, пряники, печенье, варенья, анальгин, нурофен). Также мы играли в такую ​​игру: на маленьких кусочках бумаги мы вместе писали разные слова, потом раскладывалы эти слова по полу и задавали вопросы, например к кому мы идем в гости?. Затем мы ходили-бегал по карточкам и останавливались на одной из них по команде «стоп» и каждый читал к кому он пришел в гости. Слова для начала писали короткие — жук, муха, лиса, волк. Затем усложнялы задания — писали длинные слова с прилагательными. До 5 лет мы очень хорошо читали, и что самое главное — имели большой интерес к чтению книг, сейчас после школы он схватить какую-то книгу приключенческую и вместо уроков читает, читает, читает … С младшим, увы совсем нет временеы. Кубики наши перешли в наследство племяннику, а там, еще кому-то из их знакомых и мы потеряли над ними контроль. Сейчас, когда пришло время и младшего учить читать, а я как вспомнила о складывание кубиков, о разбросанных по комнате и мне стало страшно. Может мы и не правильно делаем, но сейчас совсем нет столько времени как со старшим, поэтому наши занятия в основном сводятся к покупке интересных программ для айпад и по ним мы учимся. Буквально несколько дней назад нашли альтернативу кубикам — с чего очень рады, потому что буквы мы все знали давно а к чтению руки не доходили. Если кому интересно, бросаю ссылки — https://itunes.apple.com/ru/app/ucimsa-citat-lajt/id602566605?ls=1&mt=8. По моему очень достойно сделано, посмотрим на результаты.

    • Людмила Власова

      Удачи Вам!

      А я все-таки сторонник обучения детей без современной техники, успеют еще глаза испортить в школе.

      Реально для обучения чтению ребенка выделять всего 15 минут в день.

      Дочку так заинтересовали кубики, что не пришлось придумывать дополнительных игр и устравать скачки по карточкам (это мы делали, когда учились читать по методике Домана-Маниченко).

      • София

        Пасиба :) у нас папа сторонник техники, но пол часика вдень нам мона :)

        • Людмила Власова

          Наш папа тоже приучает дочек к современной технике, хоть я и сопротивляюсь :)

  • Татьяна (Реальные родители)

    Методика хорошая. Но мне кажется, она рассчитана в больше мере на детей уже предшкольного возраста. У нас эта методика не пошла и из кубиков мы только строили башенки )) Пришлось идти своим путем. В нашем случае ни одна методика не помогла. Во всяком случае, описание того, как мы учились читать, я не встречала ни в одном пособии. А перебрала их немало, когда искала способ научить дочку читать так, чтобы ей это нравилось.

    • Людмила Власова

      Татьяна, если Вы имеете ввиду скорость обучения чтению, то, безусловно, чем старше ребенок, тем быстрее он научится читать.
      Но эти кубики хороши и для малышей — для того, чтобы привить ребенку любовь к чтению. Ведь так интересно складывать кубики мама — папа. К тому же эти кубики так интересно гремят.

      Я делала такие кубики сама — дочка с удовольствием в них играла — строила слова.
      А потом мы ходили в развивающий центр на занятия по кубикам Зайцева. Занятия эти проводит опытный педагог-логопед. Рассчитаны они на 3 возрастные группы: от 3,5 лет, от 4,5 лет и от 5,5 лет.
      Дети всех в групп — в восторге от занятий. Олеся уже год как читает и все равно просится на эти занятия.

      Мое мнение такое: методика обучения чтению по кубикам Зайцева — замечательна! Наилучшие результаты она дает при коллективном обучении. Основное ее достоинство не в том, что она позволяет быстро обучить чтению, а в том, что она заинтересовывает ребенка самим процессом чтения.

      Плюсы еще и в том, что ребенок лучше запоминает написание слов, у него развивается фонематический слух (этому способствуют попевки). А если занятия проводит профессионал, то он еще помогает решать логопедические проблемы. На каждом занятии — минут 10 отводится на логопедические упражнения.

      Конечно, все дети разные. И что хорошо для одного, абсолютно не нравится другому. Но, я пролопатила кучу литературы по обучению чтению, мы пробовали заниматься по разным методикам (Умница, Жукова, Теплякова). Для обучения ребенка чтению лучше чем кубики Зайцева, я не встречала ничего.

  • Юлия

    Прочитала от корки до корки и статью и комментарии. Всё очень понравилось. Хочу начать занятия по данной методике. Лишь одно у меня вызывает сомнение: стоит ли делать кубики своими руками? Какой у них жизненный срок? Подозреваю, что ребенок вмиг их порвёт? Вчера в гостях у нас была девочка.. мягкие игрушки в клочья, пазлы изрядно потрепались, а дудка и вовсе сломалась :-) Везде вижу в продаже кубики из картона. А может, кто покупал пластиковые? Нашла на сайте http://www.razvivalki.biz вроде не дорого 1900рублей, посоветуйте, пожалуйста. Кто покупал?

    • Людмила Власова

      Нашим самодельным кубикам уже 3 года — выглядят как новенькие. На деревянные кубики, которые у нас были, я наклеила буквы и сверху обклеила скотчем. Порвать их невозможно :)

  • Юлия

    На деревянные кубики и я вчера попробовала наклеить буквы, чтобы посмотреть реакцию ребёнка.

    • Людмила Власова

      Моя дочка ходила в развивающий центр на занятия по кубикам Зайцева — там были настоящие деревянные кубики со звоном. Я сделала кубики беззвучные, но они были также интересны дочке, потому что ей было интересно читать из них слова и составлять самой.

      Дочка обожала эти кубики, когда мы садились кушать, то составляли из кубиков меню. Когда мы играли, то делали из кубиков поезда с названиями стран, в которые мы отправляемся, в вагончики сажали кукол и делали из кубиков имена друзей, которых мы брали с собой.

      Игр было много и дочке было интересно — внешний вид кубиков не имел приоритетного значения, главное было содержание — составление и прочтение слов.

  • Юлия

    Потрясающе, какие вы находчивые. До названия городов я ещё не доходила :-) Нам нравится мультик «Котенок Гав». Сегодня попробовала предложить ребенку составить слово «Мяу» промяукав и изучив каждую букву, ребенок на М- сказал мама, машина, на букву У- завыл как волк в лесу ууу.

    • Людмила Власова

      Юлия, если Вы хотите учить ребенка читать по кубикам Зайцева, то не нужно составлять слова по отдельным буквам. По методике Зацева сложится 2 кубика: «МЯ» и «У».
      На первом этапе нужно взрослому составлять слова и просить ребенка читать, если задумывается, то помогать.

      Сначала можно составлять слова с повторяющимися слогами МА-МА, ПА-ПА, НЯ-НЯ и т.д.

      «Котенок Гав» был и у нас любимым мультиком. Я не нашла в продаже диск на русском языке и купила на английском и мы потихоньку начали изучать еще и английский :)

  • Юлия

    Людмила, вы когда стали изучать страны? Мне кажется в 2,5 еще рановато… Карта мира у нас весит на стене, но по ней мы находим только животных и г.Москва с обозначением домика вырезанного из журнала. А уж составлять из букв названия стран..

    • Людмила Власова

      Юлия, а мы и не изучали намеренно страны. Карта у нас тоже висит на стене.
      Я просто спрашивала у Олеси: «Куда мы поедем?», а она вспоминала, куда мы ездили и мы составляли слова. Дочке это было интересно :)

    • Людмила Власова

      Юлия, а у Вас дочка или сыночек? Какой у ребенка возраст?

  • Юлия

    Сын 2,5

    • Людмила Власова

      Юлия, сыночек у Вас еще совсем маленький можно не торопиться.
      Через год научить читать сына Вам будет намного легче.

  • Юлия

    Да, это верно. Читала, что сам Зайцев советует начинать обучение с 3х лет. Не подумайте, я не заставляю ребенка учиться, а лишь заранее даю ему часть информации, потом еще чуть-чуть. Если ему предложить спеть песенку, он споёт «Эй,би,си,ди,и,эф,джи.э.лм… ну и пусть, но какой восторг радости у ребёнка! Есть ещё одна любимая песня: «Антошка, Антошка, тили-тили, тили-тили». Буквы на магнитах пришлось сразу убрать подальше,т.к. они разлетаются как серпантин по квартире. Говорящая азбука используется как коврик для танцев. А деревянный конструктор понравился. Вот я и решила к ним постепенно добавить кубики Зайцева. На мой взгляд проблема начальных классов в том, что ребенок привык до 6 лет бегать с утра до вечера по детской площадке, а потом его резко сажают за парту учиться. «НЕ хочу»- это естественная реакция ребенка. Если государство дает возможность провести с чадом до 3хлет вместе с мамой, почему бы это время не тратить с пользой. Мы ходим в развивайку. Мы занимаемся дома. Мы занимаемся на детской площадке. И всё это проходит в виде игры. Но! Ребенок утром 5минут перед прогулкой занимается сам. Просит зарядку каждое утро сам. И книжки я читаю перед сном только с его разрешения.

    • Людмила Власова

      Юлия, Вы все правильно делаете! Пока малыш маленький, у него самая огромная жажда познания и мудры те родители, которые потихоньку начинают расширять кругозор малыша.

      Я тоже обеим дочкам рано (до года) начала показывать буквы, слоги, слова.
      Итог по старшей уже виден — в 2,5 года она умела читать, но самостоятельно дочка стала читать только после 4-х лет. Поэтому с младшей дочкой чтение я не форсировала, хотя экспериментировала с разным методиками и по «Умнице», и по «Кубикам Зайцева» и по букварю Жуковой. Я выбирала то, что в данный момент нравилось дочке.

      Юлия, для общего развития сыночка, помимо чтения, присмотритесь к пособиям Школы семи гномов. Для Вашего возраста я описывала книги здесь: https://wunderkind-blog.ru/shkola-semi-gnomov-ot-2-do-3-let-interes-vozrastaet/

      Юлия, Вы — самая лучшая учительница для своего малыша, потому что знаете его лучше всех! Играйте, гуляйте, потихоньку развивайте сыночка и он всегда будет Вас радовать!

  • Юлия

    Спасибо, Людмила, за добрые слова. Серию книг «Школа семи гномов»знаю, покупаю. По каждой могу описать+ и -. Мы всё детально изучаем :-) Серию с 2до3 почти прошли. А с 3до4 очень большая, я бы даже сказала резкая разница в обучении ребенка. Поэтому сейчас пытаюсь найти другие способы обучения. Счёт 1,2,3 мы знаем, цифры как таковые нет. Буквы знаем на слух, но буквы с картинками не ввожу в обучение (сама в детстве путалась Птица-П, или Аист-А передо мной). Ранее даже свою азбуку придумала,кстати, надо довести свою идею до конца… идея есть, а подобных вариантов не встречала. Из развивающих современных видео мне нравится «Мизяка-бизяка» «Дни недели» и «Три котенка»-очень милые познавательные и приятные для просмотра мультики.

    • Людмила Власова

      Юлия, школа 7 гномов от 3 до 4 лет для нашей дочки была самой интересной. Но Вам еще рановато с ней заниматься, потом обязательно посмотрите повнимательнее.

      Для 2,5 лет это вполне нормально знать счет, а цифры подтянете после 3-х лет.

      Я тоже противник букв с картинками, хотя у нас были разнообразные варианты букв: и кубики с буквами без рисунков, и кубики с буквами и рисунками, и говорящая азбука с рисунками, и буквы — магниты. Я, как Плюшкин, собираю по теме все, что можно. Буквы у нас были в каждой комнате, чтобы дочка невзначай на них натыкалась. Иногда играли: я прятала букву и просила найти. Она искала и находила множество нужных букв.

      Юлия, один совет, если он Вам нужен. Когда Вы обучаете сыночка буквам, называйте четко «Б», а не «Бэ», «М», а не «Эм» и не «Мэ», это позволит Вам потом безболезненно перейти к складам.

      Юля, развивающие видео я Олесе показывала только до 1,5 лет — серия «Говорим с пеленок» по 5-10 минут в день. А буквы и цифры мы учили — по старинке через кубики и книжки. Мне не хотелось, чтобы с ранних лет дочка портила зрение.

  • Юлия

    Относительно алфавита: качаясь на качелях, я повторяла ребенку буквы, а он сам вспоминал слова. А,Б,В,Г,Д-дом,Е-ёжик,Ж-жук,З-зайка,И,К-кот,качели,Л,М-мама,Н,О,П-папа и т.д. :-)

    • Людмила Власова

      Отличная игра, Юлия!

      Мы тоже так играли, а еще мы так учили стихи. Я рассказывала дочке стихотворения, иногда большие, а она просила их пару раз повторить.
      В итоге, в 2,5-3 года, она поражала окружающих, рассказывая «У лукоморья», «МУху-Цокотуху» и 1 часть «Конька-Горбунка».

  • Юлия

    За совет, спасибо, учту! Стихи обязательно надо изучать, они улучшают память.

    • Людмила Власова

      Юлия, успехов Вам в обучении сыночка! Пусть обучение всегда будет радостью и для Вас и для сына, тогда оно принесет самые лучшие плоды!

  • Юлия

    Спасибо, взаимно. На вашем сайте много интересного, я тут ещё погуляю…

    • Людмила Власова

      Гуляйте и пишите :) Очень Вам рада!

  • Татьяна Копанева

    С какого возраста в дали кубики Олесе?И как результат?

    • Людмила Власова

      Татьяна, мы занимались по кубикам Зайцева с 3,5 лет. Буквально со второго занятия она стала читать любые слоги (буквы дочка уже знала, но сложить не могла).
      Если настоящие кубики Зайцева покупать, ими можно уже с года забавляться — у них разные звуки — это очень нравится малышам.

  • Russellnorm

    Привет

  • Маргарита

    Уважаемые читатели, я покупала кубики в 90-х годах и собирала их сама, то еще удовольствие-наполнить надо так, чтобы звучали… Поэтому готовые-это подарок.Правда пока собрали все, дочка зачитала.

    • Людмила Власова

      Маргарита, а я и вовсе сама делала подобие кубиков Зайцева, правда без наполнения. Но читать дочка стала по ним.
      Конечно, если есть возможность — стоит купить заводские кубики Зайцева — хорошая и полезная игрушка и для обучения чтению и для усвоения правил русского языка.
      Маргарита, во сколько лет Ваша дочка начала читать? Любит ли читать сейчас?

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>