Все детки очень любят играть, а играя их можно научить всему на свете: читать, считать, помогать по хозяйству, …
Сегодня я расскажу Вам, как мы играя учим буквы с нашей младшей дочкой.
Для привлечения внимания малышей к черным крючочкам есть масса всевозможных способов:
- говорящая азбука
- магнитные буквы
- самодельные буквы
- съедобные буквы
- детские Азбуки
- настольные игры
Учим буквы играя с говорящей азбукой
Когда нашей малышке исполнилось полгода, наш папа принес домой говорящую азбуку. Сначала я подносила Олесечку к азбуке и сама нажимала кнопочки. Дочке очень нравилось слушать азбуку.
В годик Олеся сама подбегала и нажимала кнопочки. В год Олеся знала примерно половину букв и ей очень нравилось, когда после правильного ответа ей говорили «Молодец».
Но потом дочка научилась шутить, у нее спрашивают: «Покажи букву А», а малышка хитро смотрит на меня и показывает на другую букву. Ей говорят: «Неправильно, попробуй еще раз». И только, когда я просила Олесечку показать букву, она показывала правильно.
У говорящих азбук много поклонников и противников.
Говорящие плакаты «Знаток» одобрены даже Министерством Образования России и рекомендованы для обучения детей алфавиту в возрасте от 3 до 7 лет.
Противники говорящих азбук утверждают, что такие азбуки вредны, поскольку в них идут названия букв, а не звуков, что затрудняет переход к чтению.
Я использовала говорящую азбуку только для того, чтобы привлечь внимание Олеси к буквам. Мне это удалось, но когда дочке исполнился год, я вытащила батарейки из азбуки, чтобы дочка не слышала, как говорят: «Эм, Эн, И краткое» и т.д. Потому что названия букв затрудняют обучение малышей чтению. Как объяснить ребенку, что написано «Мама», а не «Эмаэма»?
Учим буквы играя с магнитными буквами
После говорящей азбуки пришла очередь магнитных букв. Олесюньке очень понравился процесс магнетизма. Она пробовала прикреплять магнитные буквы ко всем поверхностям в доме. В конце-концов, дочка обнаружила, что магнитные буквы лучше всего крепятся к холодильнику и маркерной магнитной доске.
Я совершенно не боюсь того, что у моей дочки образ буквы будет тесно связан с образом на картинке. Моя цель — играя обучить дочку чтению. А когда ребенку только 1 год — буквы сами по себе не могут привлечь внимания малыша.
Больше всего дочке нравились буквы с изображением домашних животных. Постепенно мы стали подключать буквы без картинок. Я просила дочку найти такую же букву, как на картинке с осликом или коровой.
Олеся легко находила такие буквы и сама стала называть звуки алфавита.
Самодельные буквы
Чтобы ребенок хорошо запомнил буквы, ему нужно их увидеть, услышать и потрогать. А уж если малыш своими руками слепит буквы, то уж точно их не забудет.
Мы лепили буквы из:
- из пластилина
- из соленого теста
- из массы для лепки.
Самыми надежными оказались буквы из массы для лепки. После того, как они застыли наша малышка стала складывать из букв слова.
Еще буквы мы делаем из веточек на улице и из палочек от мороженого. А в последнее время, дочка стала вырезать буквы из бумаги.
Съедобные буквы
Однажды в аптеке я купила мармелад «Фру-фру», который назывался «Азбука». Дочка с удовольствием слопала этот мармелад и попросила еще.
В следующий раз дочка стала называть мармеладные буквы, прежде чем их съесть.
Еще через несколько пачек мармелада, мы стали выкладывать слова из мармелада. Олесюнька была в восторге. Сначала она называла по буквам состав слова, а потом потихоньку начала читать мармеладные слова.
В пачке всего 30 грамм мармелада, но буквы там встречаются разнообразные и из них можно составить добрый десяток слов. Мне кажется, именно с мармеладных слов у дочки появился устойчивый интерес к самостоятельному чтению.
Покупали мы несколько раз еще и печенье «Азбука», но там практически невозможно составлять слова, так как нам попадались только несколько согласных букв.
Учим буквы по книгам
Практически все детки любят слушать книги. Классические азбуки малышам смотреть рановато, но есть очень много адаптированных азбук со стихами. Есть азбуки про животных, про профессии, про девочек и т.д.
Олесе больше всего понравились живая и сказочная азбуки. В этих книгах яркие картинки и интересные стихи Владимира Степанова.
После предыдущих азбук наша малышка с интересом слушала книгу «Азбука В. Степанова». В этой книге очень большие буквы и внизу странички много картинок на изучаемые буквы. С 2,5 лет дочка активно искала картинки, подходящие для каждой конкретной буковки.
Настольные игры для изучения букв
У нас есть много настольных игр для изучения букв. Это и пазлы с буквами, и «Буквомания» и «Львы и Черепахи». Но все эти игры больше подходят для обучения детей 5-7 лет, а нам пока 3 года. Поэтому они лежат и ждут своей очереди.
Но есть у Олеси любимая настольная игра с буквами — это игра «Азбука животных».
Смысл игры состоит в следующем.
В наборе имеется 91 карточка, из них 33- буквы русского алфавита, 29 — картинки с животными, 29 — фрагменты от картинок с животными.
Игра идет в два тура.
Первый тур игры «Азбука животных».
Игрокам раздаются карточки с животными. Затем ведущий показывает карточку с фрагментом животного. Тот игрок, которому подходит фрагмент, забирает карточку себе. Все карточки соединяются между собой по принципу пазлов.
Выигрывает тот человек, который первым собирает фрагменты всех своих карточек. Он получает специальную медаль.
Мы сыграли один раз в эту игру всей семьей и немного подсказывали Олесе. Ведь встречались незнакомые для дочурки животные: юрок, хамелеон.
Когда мы на следующий день начали играть в игру «Азбука животных» во второй раз, то малышка нас очень удивила. Она самая первая безошибочно называла какому животному принадлежит тот или иной фрагмент. Хотя картинки в игре есть достаточно сложные: кожный покров слона, чешуя ящерицы и прочее.
Это в очередной раз показало нам, что у маленьких детей ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ для РАЗВИТИЯ.
Второй тур игры «Азбука животных».
Ведущий показывает букву, которую должен взять игрок, имеющий животного, начинающегося с этой буквы. Например, А — Альбатрос. Выигрывает тот игрок, который первый соберет свои карточки с буквами.
Наша Олесечка знает уже все буквы и легко узнает с какой буквы начинается животное, так что играет дочка с удовольствием.
Поскольку играя мы выучили уже все буквы, подошло время переходить к чтению по слогам. Читайте об этом в моих следующих статьях на блоге «Развивашка».
Мы тоже с Алешей лепили буквы из пластилина и соленого теста, рисовали, искали в лабиринтах… А съедобными буквами были печенье «Для первоклассника». Оно и сейчас нас выручает — правда уже составляем целые слова и предложения.
Ого, Вы даже лабиринты строили. А у нас нет такого печенья «Для первоклассников» — может быть это ваше национальное печенье?
Не знаю как на счет национального, но выпускает известная на весь мир Алматинская фабрика «Рахат».
У нас, к сожалению, в магазинах только российские, украинские и белорусские конфеты и печенья.
Спасибо, прекрасный обзор. Мармелад- вау…я и не видела такого!
Алина, мы этот мармелад тоже случайно узнали. Покупали «Фру-фру» в виде фруктов, машинок, а однажды попались буквы. С тех пор специально покупаем мармелад с буквами. Для дочки он самый вкусный и интересный, другой мармелад она не ест.
Я бы тоже купила, если бы увидела, крекеры покупала, а это ещё интереснее. Ещё понраилась Буквомания.
Буквомания — это интересная игра, но не для маленьких деток, а для детей 5-8 лет. Там нужно вставлять пропущенные буквы, а текст очень мелкий.
Кстати, Люд, позволь дополнить твой список. Для изучения букв у нас есть еще такая очень интересная игрушка: VTech Обучающий горшочек Винни (фото не смогла вставить).
Игрушка содержит формочки с буквами и имеет 6 обюучающих программ:
1. Буквы и звуки (когда вставляешь формочку Винни называет букву и звук)
2. Порядок букв в алфавите
3. Произношение («Как произносятся по буквам некоторые слова»)
4. Счет (на обратной стороне формочек — картинки, например, с одной стороны буква Б, а с другой — 2 Бабочки)
5. Музыка (Вставишь формочку — послушаешь песенку).
6. Найди ответ («Найди 9 ос» или «Найди букву О»)
Юля, большое спасибо за такое прекрасное дополнение. Я и не слышала о таком горшочке, нам уже поздно, но для племяшек пригодится — поищу 🙂 У нас есть детский обучающий компьютер, но это ерунда полная. Экрнчик маленький и обучающие программы (32) не интересные. Совершенно не понятно, в каком возрасте им пользоваться. Написано с трех лет, но там нужно уже слова на клавиатуре набирать.
Те детки, которые могут набирать слова, с большей пользой и интересом будут играть на настоящем компе.
Спасибо за полезные рекомендации. Мы рассматриваем буквы в книгах, едим печенья в виде букв. Попробуем воспользоваться вашими советами.
Мария, я очень рада, что наши советы Вам понравились. Удачи Вам в освоении буквенного мира!
Людмила, я тоже писала у себя статью об изучении букв с ребенком. Все ваши методы мне близки. Однако скажу про электронную азбуку. Мы тоже играли с азбукой, только выбрали дочке такую, в которой вместо букв ЭМ, ЭН — произносятся звуки: М,Н. Т.е. фонетическую азбуку. Такую производит «Пирамида открытий». Ей можно смело пользоваться для обучения ребенка буквам.
Ирина, я давно уже заметила, что Ваша и моя дочка развиваются очень похоже. И интересы у них совпадают, как у близнецов;)
Жаль нам не попалась такая азбука, но теперь звуки мы уже выучили. Начинаем читать.
А у нас говорящая азбука была именно Пирамида открытий, и да, там действительно проговаривались звуки. Правда, у нас её уже нет, Илья очень долго мучил одну букву и контакт исчез. Там всё очень хрупко. А вообще, очень нравилось.
Очень понравилась идея и самодельными буквами, я что-то совсем не додумалась, поэтому спасибо. И мармелад надо будет поискать, правда, он у меня пока такого не кушает. И игра настольная понравилась, буду искать в магазинах.
Любовь, очень рада, что Вам понравились наши игры по изучению букв.
Ой отлично, статья нам пригодилась, мы налепили буквы-магнитики на холодильник и стали учить алфавит, получается. Спасибо!
Евгешка, удачи Вам в освоении прекрасного мира букв и книг!
Слушайте, хочу страшно мармеладную азбуку! Очень она мне понравилась!
Знаю, что есть английский алфавит — макарошки. Я бы и от русского не отказалась:)
У нас такой же набор азбуки с магнитами — с картинками:)
Но самая эффективная (для нашего ребенка) интерактивная азбука для айпеда — там каждая буква — целая история.
И самая приятная штука — эти буквы — из одного из самых популярных детских приложений — можно распечатать в любом формате — и совершенно бесплатно — я тут писала про постеры-азбуку в отличном качестве: http://antipedagogika.com/azbuka-v-kartinkah/
Ирина, мармеладная азбука — действительно классная есть. Мы покупаем и английскую мармеладную азбуку, а недавно купили еще и мармеладные цифры.
Спасибо за ссылку — очень интересная статья.
Людмила нам подарили говорящую азбуку, и там тоже произносится Эм, Эн. Я ее на режим игры постоянно переключаю, где просят назвать животных и предметы, которые изображены рядом с буквами.
И это правильно, Настя! Если ты сама будешь обучать чтению Катюшку, то ни к чему ей названия букв, нужны только звуки.
Хочу поделиться игрой, которая помогает детям запомнить буквы, я ее назвала буквенная рыбалка. Для этой игры вам потребуются удочка — можно взять готовую от игры «Рыбалка» или вы можете ее легко изготовить сами с помощью палочки, веревки и магнита. А так же разрезная — магнитная азбука. Выберите несколько картинок с буквами, можно их взять по 2-3 экземпляра. переверните магнитами вверх, дайте ребенку удочку, пусть ловит по одной, переворачивает. (Важно чтобы ребенок ловил по настоящему и не хитрил приклеивая магнит руками к картинке, Поймать по настоящему не так — то и просто). Назовите букву, если ребенок ее еще не знает, если буква знакома, пусть назовет сам. Придумайте слово, которое начинается на эту букву. Если игра нравиться добавьте несколько букв новых. Продолжительность 5-10 минут. После такой игры стоит поиграть в какую нибудь подвижную игру. Знаю по опыту, дети с большим удовольствие играют в такую игру.
Очень интересная игра! Спасибо, Екатерина.
Летом в детском парке мы часто играли в «Рыбалку», но я и не думала, что с помощью рыбалки можно учить буквы. Супер идея!
Буквы мы уже знаем, будем рыбалкой изучать цифры — сотни (единицы, десятки уже знаем).
Еще раз большое спасибо!
А у нас еще лото с буквами и картинками, дочь любит играть и в процессе игры запоминает буквы.
Галина, а вот у нас игры с лото совершенно не пошли. Есть несколько наборов и про буквы и про цифры и про зверюшек — не нравятся никому. Наверное, я сама в них не умею играть так, чтобы было интересно и дочек не смогла заинтересовать лото.
Мы буквы выучили просто читая рассказики из «Букварёнок» Г.Юдина http://www.labirint.ru/books/416964/
Не встречала такой книги.
Мы искали буквы везде, где только можно и выучили их играясь 🙂
В том то и дело, что мы тоже играясь. Перелистывая странички, я называла буквы, выполняли задания — а потом я обнаружила, что ребёнок уже знает буквы.
Так что неважно какое пособие, главное в игре и с мамой )))
Мама на работе, верно Вы заметили: «неважно какое пособие, главное в игре и с мамой».
Меня так Олеся удивила: «Смотрю, а она выбрала на детском компьютере игру, в которой нужно вставлять пропущенные буквы на английском языке». Сидит и вставляет, да еще и правильно 🙂
Замечательные игры, Людмила!
Хотя у Даши русский алфавит идёт значительно быстрее, чем английский, т.к. она уже стала старше, да и буквы многие похожи, думаю, мы воспользуемся некоторыми из ваших идей. 🙂
Ольга, рада, что игры тебе понравились. Удачи Вам в освоении русского языка!
Дочь научила читать рано, уже в 3.5 года она бегло читала…еще главное привить любовь к чтению- дочь рассказывает , что в институте в группе всего 2-3 человека что-либо читают….
Лидия, мне кажется, чем раньше ребенок научится читать, тем быстрее у него разовьется любовь к чтению.
Помоему самое сложное это выучить буквы и научится читать по складам. А там ребенок вычитается быстро.
Ну буквам то научить ребенка не проблема, склады-слоги-слова даются гораздо сложнее.
Главное, не давить на ребенка, а показать, что книги — это прекрасный мир, в котором никогда не бывает скучно.
Хорошая статья