6 апреля 2015  | 

Творческое воспитание: пять советов для ежедневного творчества

Все дети уверены в своей уникальности, каждый свой рисунок (каляку-маляку) они с гордостью дарят мамам-папам-бабушкам и дедушкам. Порой и сами взрослые мечтают о том, чтобы их любимые чадушки стали знаменитыми художниками, артистами или музыкантами. А некоторые родители, не заканчивавшие школ искусств, опасаются, что не смогут организовать творческое воспитание своего малыша. Что же нужно, чтобы развить в ребенке чувство прекрасного?

Об этом нас сегодня расскажет наш гость — очаровательный профессионал книжного мира — Александра Шляхова (сотрудник любимого многими издательства «Манн, Иванов и Фербер«).

Творчество и детство — почти синонимы. Нет ничего, что сказывалось бы на развитии детей лучше творческих занятий. Но как найти для таких занятий время, силы и вдохновение? Джин Ван’т Хал, автор книги «Творческое воспитание», много лет посвятила работе над этой темой. Советы из её книги помогут вам организовать занятия.

tvorcheskoe_vospitanie_1

 Творческое воспитание — 5 советов:

  • запланируйте
  • начните с малого
  • говорите с ребенком о его творчестве
  • наполните творчеством каждый день
  • запаситесь быстрыми занятиями

1. Запланируйте

Вы хотите заниматься с детьми, но не знаете, как включить еще один параграф в ваш распорядок дня? Все родители — занятые люди, но если вы запланируете занятия заранее, вы улучите для них минутку между делом.

Запланируйте порисовать с малышом, пока вы пьете свой утренний кофе. Дайте ребенку пластилин, чтобы он слепил что-то, пока вы моете посуду. Стратегически распределите материалы для творчества по дому: возможно, найдя на столе лист черного картона и мелки, ребенок придумает для себя занятие сам.

Найти хоть пять — хоть пятнадцать минут в день — уже хорошо.

2. Начните с малого

На полках магазинов такое разнообразие материалов для творчества, что велик соблазн потратить на них целое состояние.

На самом же деле для начала нужно лишь это:

  • запас бумаги,
  • краска (в идеале — красная, желтая, синяя, белая и черная),
  • карандаши или фломастеры,
  • ножницы,
  • клейкая лента,
  • простой пластилин
  • и баночка клея.

Остальное — лишь приятные дополнения. Вскоре материалов станет больше.

3. Говорите с ребенком о его творчестве

Творческое занятие — повод к коммуникации, а не уловка, чтобы оставить ребенка в одиночестве. Ваше общение с ребенком поддержит его в том занятии, за которое он взялся.

Описывайте все, что делает ваш ребенок:

  • Я вижу, сегодня ты рисуешь с размахом.
  • Ты выбрал самый яркий пластилин!
  • Ты рисуешь всем телом!

Попросите ребенка рассказать о своей работе:

  • Что ты рисуешь?
  • Расскажи мне о своей поделке.
  • Что это за синие точки по краям? А что насчет этих фигурок?

Не следует говорить:

  • Как красиво!
  • Что это?
  • Это похоже на грузовик.
  • Закрась пространство между линиями (или любая другая критика).
  • Нарисуй мне красивую картинку.

Нужно говорить:

  • Ого, сколько красок ты использовал!
  • Расскажешь о своем рисунке?
  • Похоже, тебе понравилось это рисовать.
  • Я смотрю, здесь тонкие линии, а тут — толстые.
  • Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?

Если сомневаетесь или не знаете, что сказать насчет детского рисунка, промолчите.

tvorcheskoe_vospitanie_2

4. Наполните творчеством каждый день

Как не забросить благое дело через неделю и даже через год? Как сохранять вдохновение?

Ответ прост: абсолютно все повседневные дела можно делать с фантазией и долей причуды.

Готовите еду? Купите фартук для ребенка. Заведите каждому из детей кулинарную книгу. Дайте ребенку кусочек теста, чтобы он слепил фигурки.

Гуляете? Природа — лучший источник вдохновения. Организуйте мини-экскурсию. Возьмите на прогулку лупу или бинокль. Изучайте прожилки на листьях. Рисуйте на камнях. Собирайте букеты или гербарии.

Идете в музей? Устройте охоту за сокровищами. Заранее придумайте, какие вещи вы будете искать в музее (роботов, синие круги, медведей) и обсуждайте каждую найденную такую вещь. Если правила музея позволяют, фотографируйте свои находки.

5. Запаситесь «быстрыми занятиями»

Нет ничего постыдного в том, чтобы предлагать одни занятия по нескольку раз — дети учатся, повторяя. Имейте в запасе несколько упражнений, которыми быстро можно занять ребенка.

Очень много интересных игр и занятий Вы можете узнать из книги «Чем занять ребенка«

А я подскажу Вам еще несколько идей:

• Делайте мозаику из фасоли или макарон. Сегодня ребенок выложит рожицу, а завтра — целое дерево.

• Займитесь рисованием точками (пуантилизмом). Для этого нужны лишь краски, бумага и ватные палочки. (Об этой технике рисования смотрите статью «Каплетерапия«)

• Придумайте миллион занятий с бумагой: рисуйте, делайте гармошки, вырезайте фигурки. Добавьте к занятиям дырокол, цветные ленточки или клей — и дети моментально увеличат свой творческий диапазон.

Самое важное в творчестве — впустить его в свою жизнь. Не имеет решающего значения ни количество времени, ни количество материалов, ни способы организации занятий. Как сказал Ходдинг Картер: «В наследство детям мы можем оставить детям две нужные вещи. Первая — это глубокие корни. Вторая — это летящие крылья».
Удачи Вам и счастливого творческого воспитания!

15 комментариев Творческое воспитание: пять советов для ежедневного творчества

  • Александра Малюта

    Вот о том, как правильно говорить о творчестве с ребенком, было очень интересно почитать! Спасибо!

  • Людмила Власова

    Александра, спасибо большое, что поделились простыми и, действительно, эффективными советами по творческому воспитанию. Полностью согласна с каждым пунктиком.

    Только я бы начала с окончания — «впустите творчество в свою жизнь». Старшая наша дочка очень любит рисовать, играет на фортепиано. Младшая тоже рисует, играет на фортепиано и танцует.
    Глядя на дочек, я тоже решила впустить творчество в свою жизнь — запланировала 30 минут занятий каждый день и рисую-рисую-рисую 🙂 Муж говорит, что если бы месяц назад ему показали мои рисунки, то он ни за что бы не поверил моему авторству 🙂
    Я уверена, что если взрослый увлечется творчеством, то ребенок увлечется тоже. Ведь детки, как губки впитывают в себя все и как попугайчики повторяют любимые занятия взрослых.

    Очень понравились советы как правильно говорить о творчестве с ребенком. Я раньше говорила «Как красиво», теперь понимаю, что так говорить нельзя.

  • Grafomanochka

    С детьми творить интересно! А ещё интереснее смотреть, как они творят сами. Детское творчество необычное, яркое, светлое.

    • Людмила Власова

      Галина, а мне сейчас понравилось творить параллельно с Олесей на одну тему, не подглядывая друг к другу 🙂

  • Юлия (moreidey.ru)

    Александра, большое спасибо за советы из этой книги и предварительное знакомство с ней! Скажу честно, вначале она меня не очень заинтересовала. Но, прочитав несколько отзывов о ней, поняла, что она мне уже очень-очень нравится и я с нетерпением жду, когда же она ко мне приедет!
    Согласна с Людмилой насчет увлечений взрослого. Думаю, что творчеством заразила дочку я ))) Когда она была еще маленькой, она частоо видела, как я вырезаю объемные открыточки, плету что-нибудь из бисера и т.д. Конечно, ей тоже все это было интересно )

  • Надежда

    Творчество с детьми — занятие не из самых легких для современных родителей, вечно спешащих и занятых…
    Еще слышала, что раскраски с их идеей раскрасить картинку в определенные «правильные» цвета, не дают ничего хорошего.
    Мы с сыном это правило игнорируем, закрашивая одним цветом (что меня порой смущает) всю картинку целиком, не обращая внимания на контур))).

    • Людмила Власова

      У нас было несколько раскрасок по заданным темам, Олесюнька их раскрашивала по-своему.
      А одну картину огромную на холсте мы так и не стали разрисовывать — подарили в детский дом.
      Обе дочки у нас больше сами любят рисовать, чем раскрашивать чужие работы.

      Надежда, а какой возраст у Вашего сына?

  • Настя

    Интересная статья Александра.
    Вот только не могу понять почему нельзя говорить «это так красиво» и «что это»
    А последняя фото мне напоминает наш коридор)))

    • Александра Шляхова

      Настя, спасибо за вопрос. Он абсолютно закономерен. Можно я процитирую автора?

      Вопрос «Что это такое?», заданный о каракулях, для ребенка не имеет никакого смысла, хотя он может пойти вам навстречу и сказать, что это, даже если еще не умеет называть свои рисунки. К тому же, если ребенок рисовал или лепил что-то конкретное и предполагает, что вы это сразу увидите, такой вопрос может его разочаровать и даже огорчить.

      Если вы хотите повысить уверенность ребенка в себе и укрепить его желание показывать вам свои работы, приветствуйте его попытки сделать это. Скажите ему, как вам нравится то, что он нарисовал или вылепил, особенно если ваши эмоции искренни. Однако не следует хвалить все, что создает ребенок, — он может подумать, что ваше одобрение притворно или что вы ничего не понимаете. Я не предлагаю вам критиковать его, просто будьте честны.

      Т.е. вместо фразы «как красиво!» лучше сказать «ого, сколько красок ты использовал!», а вместо вопроса «что это?» лучше попросить ребёнка рассказать о своём рисунке.

      Надеюсь, я ответила на ваш вопрос. 🙂

  • Мила

    Благодарю, Александра, за взгляд внутрь привлекательной книги. Также буду солидарной: согласна с каждым пунктом. Творчество живет везде: достаточно проявить капельку фантазии и терпения. Книга замечательная!

  • Галина Кузьмина

    Очень интересно было прочесть о творческом воспитании! Наверное маме в первую очередь нужно раскрепоститься, и ребенок тогда начнет творить 🙂

    • Людмила Власова

      Маме нужно просто забыть об идеальной чистоте и заниматься творчеством вместе с ребенком 🙂

  • Алла

    Да, дети видят мир по другому. Это очень интересно следить за его творческими попытками…

    • Людмила Власова

      А если не только следить за творческими попытками ребенка, а еще и самой творить — то втройне интереснее 🙂

  • Отчетный концерт детской школы искусств

    […] раннего обучения детей музыке — гармоническое и творческое развитие […]

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>