23 Май 2012  | 

Детские дидактические игры: что это такое и для чего они нужны?

Малыш становится участником активного познания мира чуть ли не с пеленок. С раннего возраста любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а родители становятся участниками этого увлекательного процесса. Очень важное место в нем отводится детским дидактическим играм.

Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.

Иными словами, дидактическую игру можно охарактеризовать как индивидуальный или коллективный вид деятельности, в процессе которого происходит обучение детей.

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры для дошкольников

Существенным признаком любой дидактической игры является определенная структура, отличающая ее от иной деятельности. Структурными компонентами выступают:

  • игровой замысел
  • действия
  • правила игры.

Как правило, замысел игры выражается ее названием.

Игровые действия помогают развивать познавательную активность ребятишек, позволяют им, проявляя свои способности, использовать знания, навыки и умения для достижения игровых целей.

Благодаря правилам происходит мягкое регулирование поведения малышей и их взаимоотношений. Финал, придающий дидактической игре законченность, является ее результатом и одновременно решением поставленной задачи. Он дает детям чувство морального и умственного удовлетворения. В дидактической игре важны все элементы, а отсутствие любого ведет к ее разрушению.

Занимаясь с детьми, надо помнить, что игры, какими бы интересными они не были, не должны превышать по времени 10-15 минут. Очень важно, чтобы за этот период не снизилась активность деток и не ослаб их интерес.

Во время коллективной игры следует учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: одному стоит дать задание полегче, другому, напротив, можно его усложнить. Кому-то для успешного решения задачи понадобятся наводящие вопросы и подсказки, а кто-то справится с ней без посторонней помощи.

Дидактические игры по математике для дошкольников

В работе с малышами можно использовать множество различных дидактических игр по математике.

Для знакомства ребятишек с понятием «величина» можно заняться «сбором урожая». Для этого дети должны будут разложить по корзинкам разных размеров (можно использовать нарисованные) разновеликие фрукты. В этом случае малыши учатся сопоставлять размеры предметов, осознают смысл слов «большой», «маленький», «средний».

С фруктами и овощами можно также «готовить» еду. В одну кастрюлю засыпая овощи, а в другую фрукты. В процессе игры учим ребенка сортировать фрукты и овощи по размеру от меньшего к большему, и наоборот.

Детские дидактические игры для обучения математике

Детские дидактические игры

Еще одна интересная математическая игра — «Стройка«.

В процессе игры предлагаем малышу строить домики из конструкторов разной высоты. При этом, детки легко усваивают понятия «больше-меньше».

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике

Если в качестве строительного материала  использовать плоские бумажные фигуры, то строя домики разных форм, ребенок легко запомнит, как выглядят квадраты, прямоугольники и треугольники.

Деткам постарше можно давать задания по сравнению чисел в окошках бумажных домиков.

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике

Для малышей будет интересна дидактеческая игра по математике — «Необычный магазин». На столе взрослого (в магазине) находится какое-то количество разных предметов или их изображений (товаров) разной геометрической формы. Это может быть тарелка, пуговица, блокнот, ластик, колпак, рожок с мороженым и другие предметы.

Ребенок получает от взрослого карточку (чек) с изображением одной из фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Малыш, в качестве покупателя, может «приобрести» предмет той формы, которая соответствует рисунку на карточке. Правильно выбрав и описав форму товара, малыш, рассчитавшись чеком, получает покупку.

Эта игра знакомит малышей с основными геометрическими фигурами, учит соотносить форму предметов, закрепляет представление о ней. Также она способствует развитию коммуникативных качеств ребенка.

Для закрепления счета и усвоения понятий «больше-меньше», можно вырезать картинки с разным количеством животных, птиц, предметов и играть в «больше-меньше», кто угадал, тот и забирает себе карточки. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Дидактические игры по математике для малышей

Дидактические игры по математике

Детские дидактические игры по математике своими руками

Детские дидактические игры по математике

Детские дидактические игры - цифры

Детские дидактические игры по математике

Дидактические игры своими руками

Можно привлечь в помощники ненаглядное чадо и изготовить некоторые дидактические игры своими руками. Малыш с радостью согласится помогать. Например, вместе с ним можно изготовить игру «Гусеница». Для этого потребуется вырезать из разноцветного картона десять кружочков одного размера и один – чуть больше остальных. На маленьких кружочках, из которых будет состоять туловище гусеницы, следует написать по одной цифре в пределах десятка.

Детские дидактические игры по математике своими руками

Детские дидактические игры своими руками

После того, как Вы познакомите ребенка с цифрами, попросите ребенка закрыть глаза и переверните один кружок другой стороной. Попросите ребенка нарисовать недостающую цифру.

Обычно детки с удовольствием играют с веселой гусеничкой и быстро осваивают счет от 1 до 10.

Играйте со своими детками в детские дидактические игры – это интересные и полезные занятия для малышей.

Комментарии (всего 13 шт.) к статье: Детские дидактические игры: что это такое и для чего они нужны?

  • Ира Чирашня

    Очень полезные игры! На самом деле, даже не надо быть особой мастерицей, чтобы создать такую замечательную гусеничку с цифрами. меня всегда пугали сложные произведения, а такую, например, можно сделать вместе с детьми, и не тратить деньги на покупные дорогие! Отличная идея!

    • Людмила Власова

      Ира, когда я сделала гусеничку, то Олеся была в восторге — сразу стала считать все кружочки. К моему удивлению, гусеничка понравилась и Злате, она сразу начала рисовать и делать гусеничек-подружек. А потом мы устроили веселое соревнование на самую быструю гусеничку :)
      Кстати, на гусеничке можно рисовать не только цифры, но и буквы и потом составлять разные слова. Тоже интересная забава.

  • Elena

    дидактических игр самостоятельно можно придумать и сделать очень много. А если делать их с детьми, то от этого еще и двойная польза. Совместное творчество, а уж потом развитие логики и мышления.

    • Людмила Власова

      Елена, Вы правы, дидактические игры делать очень просто из любых подсобных материалов, а польза от них огромная. Ведь идет познание мира через игру.

  • Ульяна

    Насчет Стройки не очень поняла: строить из кубиков или из каких-то специальных карточек, как на картинке?

    • Людмила Власова

      Ульяна, большое спасибо за вопрос, описала игру в тексте поточнее. Наша младшая дочка обожает конструкторы, у нас есть и мягкие конструкторы, и лего, и кроха. Понятия больше-меньше, Олеся усвоила через строительство домиков из конструкторов. А после трех лет Олеся полюбила вырезать, я на компьютере рисую различные фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники), Олеся их вырезает и мы играем. В домиках мы прорезаем окошки, в которых выглядывают человечки или цифры. К примеру, в одном окошке размещаем девочку, а в соседнем окошке вставляем цифру — возраст девочки. Иногда мы играем, сравнивая цифры в окошках на соседних этажах.

  • Мила (Цветы жизни)

    Мне тоже гусеничка понравилась своей простотой и гениальностью. С дидактическими пособиями усваивается все быстрее и легче. Их обязательно надо использовать в домашнем обучении!

  • Активный малыш

    Когда дочитала до конца, хотела сразу же выразить свое восхищение идеей с гусеницей, но просмотрев комментарии, поняла, что не мне одной это понравилось. Спасибо за отличные рекомендации.

  • Людмила Власова

    Мила, Виктория! Рада, что Вам понравилась наша гусеничка :)

  • Зоя

    Раньше были всевозможные лото. Правильно развивали мышление и внимание деток.Но своими руками игры делать интересней, особенно вместе с детьми.
    Гусеничка очень понравилась. Казалось бы простая игра, а сколько вариантов придумать можно в процессе занятий.

    • Людмила Власова

      Зоя, сейчас лото еще больше вариантов.
      А гусеничку у нас и Злата любила и Олеся. Мы делали еще гусеничек с буковками и получались у нас гусенички со словами.

  • Юлия

    Нам тоже понравилась гусеница. Дочка в подобной игре освоила двухзначные числа и научилась их сравнивать и располагать по возрастанию.

    • Людмила Власова

      Юля, Вы подали мне идею написать другие цифры. Я хочу научить дочку понимать по часам — нужно будет сделать подходящие цифры 5, 10,… 60.

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>