Малыш становится участником активного познания мира чуть ли не с пеленок. С раннего возраста любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а родители становятся участниками этого увлекательного процесса. Очень важное место в нем отводится детским дидактическим играм.
Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.
Иными словами, дидактическую игру можно охарактеризовать как индивидуальный или коллективный вид деятельности, в процессе которого происходит обучение детей.
Существенным признаком любой дидактической игры является определенная структура, отличающая ее от иной деятельности. Структурными компонентами выступают:
- игровой замысел
- действия
- правила игры.
Как правило, замысел игры выражается ее названием.
Игровые действия помогают развивать познавательную активность ребятишек, позволяют им, проявляя свои способности, использовать знания, навыки и умения для достижения игровых целей.
Благодаря правилам происходит мягкое регулирование поведения малышей и их взаимоотношений. Финал, придающий дидактической игре законченность, является ее результатом и одновременно решением поставленной задачи. Он дает детям чувство морального и умственного удовлетворения. В дидактической игре важны все элементы, а отсутствие любого ведет к ее разрушению.
Занимаясь с детьми, надо помнить, что игры, какими бы интересными они не были, не должны превышать по времени 10-15 минут. Очень важно, чтобы за этот период не снизилась активность деток и не ослаб их интерес.
Во время коллективной игры следует учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: одному стоит дать задание полегче, другому, напротив, можно его усложнить. Кому-то для успешного решения задачи понадобятся наводящие вопросы и подсказки, а кто-то справится с ней без посторонней помощи.
Дидактические игры по математике для дошкольников
В работе с малышами можно использовать множество различных дидактических игр по математике.
Для знакомства ребятишек с понятием «величина» можно заняться «сбором урожая». Для этого дети должны будут разложить по корзинкам разных размеров (можно использовать нарисованные) разновеликие фрукты. В этом случае малыши учатся сопоставлять размеры предметов, осознают смысл слов «большой», «маленький», «средний».
С фруктами и овощами можно также «готовить» еду. В одну кастрюлю засыпая овощи, а в другую фрукты. В процессе игры учим ребенка сортировать фрукты и овощи по размеру от меньшего к большему, и наоборот.
Еще одна интересная математическая игра — «Стройка«.
В процессе игры предлагаем малышу строить домики из конструкторов разной высоты. При этом, детки легко усваивают понятия «больше-меньше».
Если в качестве строительного материала использовать плоские бумажные фигуры, то строя домики разных форм, ребенок легко запомнит, как выглядят квадраты, прямоугольники и треугольники.
Деткам постарше можно давать задания по сравнению чисел в окошках бумажных домиков.
Для малышей будет интересна дидактеческая игра по математике — «Необычный магазин». На столе взрослого (в магазине) находится какое-то количество разных предметов или их изображений (товаров) разной геометрической формы. Это может быть тарелка, пуговица, блокнот, ластик, колпак, рожок с мороженым и другие предметы.
Ребенок получает от взрослого карточку (чек) с изображением одной из фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Малыш, в качестве покупателя, может «приобрести» предмет той формы, которая соответствует рисунку на карточке. Правильно выбрав и описав форму товара, малыш, рассчитавшись чеком, получает покупку.
Эта игра знакомит малышей с основными геометрическими фигурами, учит соотносить форму предметов, закрепляет представление о ней. Также она способствует развитию коммуникативных качеств ребенка.
Для закрепления счета и усвоения понятий «больше-меньше», можно вырезать картинки с разным количеством животных, птиц, предметов и играть в «больше-меньше», кто угадал, тот и забирает себе карточки. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
Дидактические игры своими руками
Можно привлечь в помощники ненаглядное чадо и изготовить некоторые дидактические игры своими руками. Малыш с радостью согласится помогать. Например, вместе с ним можно изготовить игру «Гусеница». Для этого потребуется вырезать из разноцветного картона десять кружочков одного размера и один – чуть больше остальных. На маленьких кружочках, из которых будет состоять туловище гусеницы, следует написать по одной цифре в пределах десятка.
После того, как Вы познакомите ребенка с цифрами, попросите ребенка закрыть глаза и переверните один кружок другой стороной. Попросите ребенка нарисовать недостающую цифру.
Обычно детки с удовольствием играют с веселой гусеничкой и быстро осваивают счет от 1 до 10.
Очень полезные игры! На самом деле, даже не надо быть особой мастерицей, чтобы создать такую замечательную гусеничку с цифрами. меня всегда пугали сложные произведения, а такую, например, можно сделать вместе с детьми, и не тратить деньги на покупные дорогие! Отличная идея!
Ира, когда я сделала гусеничку, то Олеся была в восторге — сразу стала считать все кружочки. К моему удивлению, гусеничка понравилась и Злате, она сразу начала рисовать и делать гусеничек-подружек. А потом мы устроили веселое соревнование на самую быструю гусеничку
Кстати, на гусеничке можно рисовать не только цифры, но и буквы и потом составлять разные слова. Тоже интересная забава.
дидактических игр самостоятельно можно придумать и сделать очень много. А если делать их с детьми, то от этого еще и двойная польза. Совместное творчество, а уж потом развитие логики и мышления.
Елена, Вы правы, дидактические игры делать очень просто из любых подсобных материалов, а польза от них огромная. Ведь идет познание мира через игру.
Насчет Стройки не очень поняла: строить из кубиков или из каких-то специальных карточек, как на картинке?
Ульяна, большое спасибо за вопрос, описала игру в тексте поточнее. Наша младшая дочка обожает конструкторы, у нас есть и мягкие конструкторы, и лего, и кроха. Понятия больше-меньше, Олеся усвоила через строительство домиков из конструкторов. А после трех лет Олеся полюбила вырезать, я на компьютере рисую различные фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники), Олеся их вырезает и мы играем. В домиках мы прорезаем окошки, в которых выглядывают человечки или цифры. К примеру, в одном окошке размещаем девочку, а в соседнем окошке вставляем цифру — возраст девочки. Иногда мы играем, сравнивая цифры в окошках на соседних этажах.
Мне тоже гусеничка понравилась своей простотой и гениальностью. С дидактическими пособиями усваивается все быстрее и легче. Их обязательно надо использовать в домашнем обучении!
Когда дочитала до конца, хотела сразу же выразить свое восхищение идеей с гусеницей, но просмотрев комментарии, поняла, что не мне одной это понравилось. Спасибо за отличные рекомендации.
Мила, Виктория! Рада, что Вам понравилась наша гусеничка
Раньше были всевозможные лото. Правильно развивали мышление и внимание деток.Но своими руками игры делать интересней, особенно вместе с детьми.
Гусеничка очень понравилась. Казалось бы простая игра, а сколько вариантов придумать можно в процессе занятий.
Зоя, сейчас лото еще больше вариантов.
А гусеничку у нас и Злата любила и Олеся. Мы делали еще гусеничек с буковками и получались у нас гусенички со словами.
Нам тоже понравилась гусеница. Дочка в подобной игре освоила двухзначные числа и научилась их сравнивать и располагать по возрастанию.
Юля, Вы подали мне идею написать другие цифры. Я хочу научить дочку понимать по часам — нужно будет сделать подходящие цифры 5, 10,… 60.