В прошлой статье мы познакомились с занятиями для малышей, которые проводила педагог от Бога — Ольга Пивнева. А сегодня Ольга расскажет, как она проводит занятия по развитию речи у старших деток.
Занятия по развитию речи
Игра для развития речи «Отгадай-ка!»
Цель — научить детей участию в беседе и поиску отгадок по картинке и составлению собственных загадок.
Например: (карточка: буква «А»)
Оранжевый и круглый я,
Понравлюсь всем я вам друзья!
Меня на дольки раздели
И всех вокруг ты угости. (Апельсин)
Воспитатель приносит детям апельсин. Вместе с детьми дают ему описание, делят на дольки, угощаются. Затем, все слова и действия, которые проговаривали и делали, используют для сочинения загадки.
Игра для развития речи «Ласковое название»
Цель — научить детишек образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель спрашивает ребёнка: «Кто это на картинке изображён? (Кошка) А как кошку можно назвать ласково? (Кошечка) и т.д.
Игра для развития речи «Что исчезло?»
Цель — развитие зрительной памяти и внимания, упражнение образования форм с родительным падежом.
Детки рассматривают предметы на карточке. Затем воспитатель (с помощью фишек) прячет один или несколько предметов, а дети должны угадать спрятанные предметы.
Игра для развития речи «Сочиняй-ка!»
Цель — развивать воображение деток, научив сочинять сказки и истории по картинкам.
Вот примеры сказок-историй, которые сочинили по картинкам детки в моей группе.
Утренняя прогулка (карточка: буква «Б»). Автор — Ваня Н.
Зазвенел будильник и разбудил Буратино. Деревянный человечек встал, оделся, умылся сел завтракать. Съев банан, Буратино отправился гулять.
На улице светило солнышко и было тепло. Буратино заметил бабочку, которая летала с цветочка на цветочек. Бабочка очень понравилась Буратино, он стал ее догонять и забежал в лес.
Буратино услышал странный звук: «Тук, тук». Ему стало интересно, кто стучит? Буратино увидел старый дуб, а нем дятла, который стучал по стволу и вытаскивал личинки.
Прогулка у Буратино получилась интересная и полезная.
Игра для развития речи «Рассказ по картинке»
Цель — развивать у деток мышление и речь, научить ребят описанию сущности предмета без указания названия.
Один ребенок описывает предмет, но не называет его, а остальные детки стараются отгадать этот предмет и найти его карточку.
Например, Даня Е. вот так описал мяч:
Этот предмет круглый, на нем бывают полоски, как на арбузе. Внутри него — воздух и он бывает лёгким, а может быть тяжёлым.
Игра для развития речи «Узнай предмет»
Цель — активизировать образное мышления и развить свободу движений.
Один из детей берет картинку со стола и руками показывает то, что нарисовано на картинке, а детки отгадывают.
Игра «Соображай-ка!»
Цель — способствовать развитию речи через описание предметов путем сравнения.
Например, Никита Ш. вот так описал сома:
Это живое существо, которое плавает, как щука, усы у него как у человека, а тело склизкое и гладкое, как у улитки.
Игра для развития речи «Придумайте загадки»
Цель — развивать воображение.
Раздать детям карточки, попросить их выделить характерные признаки предметов. Предложить придумать загадки.
Дети придумывают загадки и попросят детей найти отгадки.
1. Ульяна С. придумала загадку про шиповник (карточка: «буква «Ш»): Распустил свои цветы, а на ветках всё шипы.
2. Ульяна С. придумала загадку про шишку (карточка: «буква «Ш»): Прилетело что-то сверху. Посмотрел на ёлку — белка. Что скинула белка?
3. Даня Е. придумал загадку про зайца (карточка: «буква «З»): Этот малый очень быстрый, капусту любит и морковь. У него большие ушки, его домик под кустом.
4. Кирилл К. придумал загадку про сосиски (карточка: «буква «С»): Изготовлены из мяса, мама варит их к пюре, длинную имеют форму, а укрыты в кожуре.
5. Андрей М. придумал загадку про воздушные шары (карточка: «буква «Ш»): Если праздник иль веселье они украсят каждый дом! Разноцветные, большие и закачен воздух в нем.
Игра для развития речи «Кто? или Что?»
Цель — научить детей относить правильно задавать вопросы кто? что?
Детям даются карточки с предметами и они должны правильно задать вопрос КТО? или ЧТО?
Сегодня мы узнали с Вами как Ольга Алексеевна проводит занятия по развитию речи. А в следующей статье читайте «Занятия в старшей группе детского сада».
Ольга, не перестаю удивляться Вашим идеям и затеям! Вы просто кладезь какой-то. Делитесь и дальше своими наработками. Уверена, они пригодятся многим и многим.
Спасибо!
Ольга, спасибо большое за игры по развитию речи. Я Олесе много читаю, рассказываю, но вот в такие игры мы не играли, а надо — интересно и полезно. Спасибо!
Ольга, ваши идеи увлекательны и для ребенка и для взрослого, спасибо большое. Я с Катей в такие еще не играла, буду побывать)
Ольга, сколько игр! Большое спасибо. Много интересного, обязательно попробую с сынишкой. Сочиняй-ка у нас сейчас самая любимая игра. Фантазируем только так!
Спасибо за игры, беру к себе в копилочку, с вашего позволения!