Среди дидактических игр особое место принадлежит сенсорным играм, которые позволяют детям познать мир через собственные органы чувств.
Своими сенсорными дидактическими играми сегодня делится с нами потрясающий педагог из г. Грязовец — Пивнева Ольга Алексеевна.
Статья подготовлена для конкурса «Детские забавы«.
Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили»
Цель.
Тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету.
Материал.
Вырезанные из картона: цветные автомобили, колёса по цвету машин.
Ход.
Воспитатель показывает детям легковые автомобили. Обсуждают, какого они цвета.
— Скажите, а можно ли на таких машинах отправиться в путешествие? (Нет.)
— Почему? (У машин нет колёс.) Давайте подберём нашим машинам подходящие колёса и отправимся в путешествие. (Дети подбирают колёса под цвет машин.)
У нас машины разные – и жёлтые, и красные.
Би-би, би-би! Би-би! Би-би!Машины за машинами шуршат своими шинами.
Би-би, би-би! Би-би! Би-би!
— А куда же мы сейчас с вами поедем? (Ответы детей.)
— В руки руль скорей берите, да моторчик заводите,
Накачаем дружно шины, едет весело машина.(Дети берут в руки «рули» — разноцветные колечки и ходят по кругу, «руля». Затем увеличивают скорость и бегают по кругу)
— Стой, машина, стой, мотор! Перед нами светофор.
Загорелся красный свет, значит, нам проезда нет.(Дети останавливаются.)
— Зелёный свет для нас горит – это значит, путь открыт.
(Дети продолжают бег.)
Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика»
Цель.
Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику.
Материал.
Вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) разного цвета; карточки с рисунками разноцветных зонтиков.
Ход.
К нам на длинной мокрой ножке
Скачет дождик по дорожке.
А на лужицах круги – это дождика шаги.
Дождик, дождик, что ты льёшь?
Догулять нам не даёшь?
— Дети, когда на улице идёт дождь, чем люди прикрываются от дождя? (зонтами).
— К нам в гости пришли разноцветные фигуры (дети рассматривают их). Они просят спрятать их от дождя. У наших гостей есть свои зонтики. Давайте рассмотрим их.
Воспитатель раздаёт детям карточки с рисунками разноцветных зонтиков (называют цвета зонтиков).
— Под каждым зонтом нарисован контур геометрической фигуры. Например, под красным зонтом нарисован контур треугольника. Значит, под красным зонтом будет прятаться от дождика треугольник красного цвета. Под фиолетовым зонтом нарисован контур квадрата, значит, под этим зонтом будет прятаться от зонтика фиолетовый квадрат.
При повторении игры дети меняются карточками.
Мокнут зонтики и шляпы, мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды, лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут, и зеленым флагом машут
Кап да кап, да кап… С дождем не пойти играть с мячом…
И в песочнице песок потемнел и весь промок.
До качелей не дойти — лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет, уходить не помышляет!
Неужели одному хорошо гулять ему?
Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»
Цель.
Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов.
Материал.
Картинки или муляжи овощей.
Ход.
Воспитатель описывает какой – либо овощ, а ребёнок угадывает его название и ищет на картинке.
• Круглый, красный. Бывает и маленьким и большим. Растёт на огороде в теплице. (Помидор.)
• Оранжевая, красная, треугольной формы. Сама она растет в земле, а вот хвостик зеленый виден над землей. (Морковь.)
• Зелёный, овальный. Бывает колючий. (Огурец.)
• Круглая, зелёная. Любит одевать на себя много «одежды». Из неё варят суп, делают салаты. (Капуста.)
• Жёлтый, бывает круглой и овальной формы. В нём много витаминов. Когда его нарезают, плачут. (Лук.)
• Красно-бардовая, бывает овальной и круглой формы. Из неё готовят борщ и винегрет. (Свёкла.)
Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет» №2
Цель.
Учить находить предметы по описанию; подбирать одинаковые цвета и называть их. Развивать внимание, речь, восприятие, мелкую моторику.
Материал.
Карточки с рисунками предметов разного цвета, цветные квадратики по цвету предметов.
Ход.
Предложить детям разложить квадратики около картинок (в силуэты квадратиков) в соответствии с цветом.
Воспитатель описывает предметы, изображённые на карточках, предлагает детям их найти и показать.
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
Цель.
Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».
Материал.
Карточки – «коробочки», разделённые на шесть частей; «кубики».
Ход.
Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
К у б и к на к у б и к – растут этажи:
Учатся строить дома м а л ы ш и.
Л. Тактаева
Рассыпаем перед ребенком разноцветные кубики и просим выбрать кубики только одного цвета. Затем другого цвета, третьего и так далее пока все кубики будут разложены по цветам. После сортировки кубиков спросить у малыша какого цвета кубики лежат в каждой «коробочке».
Вот в такие сенсорные дидактические игры играют дети в группе Пивневой Ольги Алексеевны.
Ольга Алексеевна, чем больше Вас узнаю, тем больше восхищаюсь Вами и Вашим отношением к детям.
Только человек, искренне любящий детей, будет делать своими руками игрушки и придумывать интересные игры для развития деток.
Мне очень понравились Ваши сенсорные дидактические игры. Очень нравится Ваш подход к занятиям: посмотрели, потрогали игрушки, ответили на вопросы, побегали, попрыгали. Супер!
Огромное Вам спасибо, Ольга Алексеевна, за Ваш труд и за то, что делитесь с нами своими наработками.
Людмила, у меня игр по сенсорному воспитанию очень много сделано своими руками (около 70). В дальнейшем обязательно поделюсь с Вами ещё своими наработками.
Спасибо огромное!
Ольга Алексеевна, а Вы работаете только с малышами или ведете группу от и до? спасибо огромное!
Последние 3 года работала всё с малышами. У нас в саду не получается вести группу от и до, т.к. в саду всего 4 группы. А с сентября сокращение ( не набираем детей), будет всего 3 группы.
Надо же, а я думала, что по всей стране идет бум рождаемости. У нас в Воронеже несколько тысяч деток стоят в очереди в детские сады.
Весьма занимательно и интересно! Буду знать!!!)
Людмила, здравствуйте! Спасибо за такую подборку игр. Некоторые из них нам еще «великоваты», но будем постепенно применять. Я тоже веду дневничок своего сына. Стараюсь записывать все его моменты жизни, наши с ним игры, а так же в какие игры я планирую с ним играть. Вот запишу обязательно эту игру про машины. Она ему очень понравится. Буду заходить еще к Вам)
Галина, это не мне спасибо, а Ольге Алексеевне.
Ольга Алексеевна, игры великолепны! Машинки особенно приглянулись. Надо что-нибудь такое для сынишки сделать. Чудо-игры! Удачи вам в конкурсе!
Мила, игра «Цветные автомобили» нравится не только мальчикам, но и девочкам. Если смастерите, Ваш сын будет играть с большим удовольствием. Спасибо за приятный отзыв!
Да, девочки сейчас любят машинки, наверное, потому что мамы часто водят большие машины.
А мне среди Ваших сенсорных игр, Ольга Алексеевна, больше всего приглянулись зонтики. Так приятно, спасать кого-то, хотя бы фигурки от дождя под красивые зонтики.
А еще очень понравилось стихотворение Л. Такаевой. Просто складывать кубики скучно, а вот если желтый кубик -это песок, а синий — река — это уже сказка получается.
Обожаю такие игры для детей! Какой прекрасный педагог! Спасибо за интересный рассказ о необычных играх. Мои дети уже довольно большие (младшему — 5 лет), но всё равно любят играть в такие игры. Они развивают чувство, воображение…
Галина, а Вы на своем блоге писали о любимых играх своих деток?
Ольга, все игры очень понравились, Вы большая молодец!!! Сразу видно, что человек заинтересован в своей работе и любит детей. Удачи Вам!!!
Сайт очень хорош для воспитателей детских садов и родителей, имеющих маленьких детей. Столько на нем интересного!
Ольга Алексеевна игры восхитительны, особенно понравилась угадай овощь по оисанию, нужно будет дома поиграть с Катюшей