Развитие памяти у детей — это очень важная задача, которая стоит перед любящими родителями.
Ведь, чем лучше у ребенка будет развита память, тем легче ему будет учиться в школе.
Гуляя на площадке с детками одного возраста легко заметить, что одни дети обладают хорошей памятью и с легкостью рассказывают стихи, сказки.
Другие же дети с трудом рассказывают стихотворения, состоящие из пары строк.
Что такое память?
Память – это способность человека сохранять и воспроизводить информацию.
Выделяют различные виды памяти:
- Зрительная (запоминание образов: лиц, форм, цветов и пр.)
- Тактильная, или двигательная (память движения рук, ног и пр.)
- Слуховая (восприятие информации на слух)
- Эмоциональная (память о пережитых событиях, эмоциях)
Необходимо учитывать, что память хорошо развивается. Чем ребенок старше, тем память у него лучше.
Это связано с тем, что подростки и взрослые при запоминании используют свой опыт, ассоциации. Чем больше человек узнает, тем лучше у него память.
Память у малышей носит непроизвольный характер. Дети легко запоминают интересную для них информацию, отфильтровывая «мусор». И бесполезно заставлять ребенка запомнить что-то неинтересное.
Как развить память у ребенка?
Давно известно, что чем больше родители (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) общаются с малышом, тем ребенок быстрее развивается.
Чем больше ребенку читают книги вслух, тем лучше у него память.
То есть для того, чтобы развивать память у ребенка нужно больше с ним общаться.
Как только Ваш малыш произнесет первое слово начинайте с ним обсуждать все, что Вы видите и слышите.
Расскажите папе, чем Вы занимались на прогулке, что Вы кушали, в какие игры играли.
Естественно, что первоначально рассказывать будете Вы сами. Но потом, Ваш малыш привыкнет и будет дополнять Вас.
Когда Вы читаете малышу книгу, комментируйте картинки и действия, которые происходят по сюжету. Поощряйте вопросы Вашего малыша.
Таким образом для развития памяти у ребенка необходимо:
- больше разговаривать с малышом
- читать книги
- играть в игры, способствующие развитию памяти.
Игра для развития зрительной памяти: «Фокусник»
Кладем на стол несколько предметов.
Количество предметов должно быть на один больше, чем лет ребенку.
Показываем ребенку эти предметы в течение 5-10 секунд.
Затем просим ребенка закрыть глаза или отвернуться.
В это время, набрасываем платок на вещи, и с таинственным видом, говорим магические слова:
Асара-бара-чукара.
Незаметно прячем под платок один предмет.
Спрашиваем у ребенка, чего не хватает на столе.
Если ребенок несколько раз подряд не узнает, чего не хватает, то необходимо уменьшить количество предметов на столе, либо дать посмотреть на все предметы в течение более длительного времени.
Чередуйтесь с ребенком. Пусть ребенок тоже побудет фокусником.
В игре, иногда, специально давайте неверные ответы. Чтобы ребенок видел, что взрослые тоже ошибаются.
Игру можно усложнить:
- менять местами предметы
- добавлять другие предметы
- убирать один предмет и добавлять другой
Игра для развития тактильной памяти: «Кот в мешке»
Для этой игры, конечно же не надо сажать кота в мешок
А нужно взять непрозрачный мешочек и положить в него различные предметы, знакомые ребенку.
Ребенок, опустив руку в мешочек, наощупь должен узнать, что он взял.
Если ребенку трудно, помогайте ему наводящими вопросами:
- какой формы предмет
- гладкий он или шероховатый
- маленький или большой и т.д.
В магазинах продаются готовые наборы для развития тактильной памяти «Волшебный мешочек«.
Игра для развития памяти: «Сочинялка»
Игру «Кот в мешке» можно усложнить. Нужно не только доставать предметы, но и запоминать очередность доставания. Для этого сочиняем веселую историю. К примеру, ребенок достал следующие предметы:
- машинка
- кукла
- расческа
- кубик
- книга
- фломастеры
История может быть, к примеру такой. Ехала машинка. В ней сидела кукла. В руках кукла держала расческу, которой расчесывала кубик. Кубик упал и превратился в книгу, которую сразу начали читать фломастеры. Когда сочиняете истории, чаще придумывайте смешные, абсурдные ситуации. Они запоминаются лучше всего. После того, как ребенок сочинит историю, он с легкостью перечислит все, что имеется на столе. Даже, если Вы будете незаметно убирать предметы, менять их местами или дополнять новыми. Для деток постарше, с помощью игры в «Сочинялку» можно научиться легко запоминать цифры. Нужно только представить на что похожа цифра (1 — палочка, 2- лебедь и т.д.). Более подробно о различных способах запоминания цифр можно прочитать в книге «Как развить хорошую память и запоминать цифры».
Настольные игры для развития зрительной памяти
Для развития памяти у детей и взрослых очень интересны настольные игры «Memory«.
Игра «Memory» состоит из парных карточек.
Правила игры в «Memory».
Все карточки необходимо разложить вверх рубашками.
Игроки, поочередно открывают по две карточки.
Если карточки совпали, то игрок берет их себе.
Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
Для малышей 3-5 лет продаются наборы игр «Запоминайка«.
В серию «Запоминайка» входят игры: «Малыши», «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Машинки».
В набор входит 12 парных карточек. На карточках нарисованы крупные забавные картинки, которые нравятся даже самым маленьким детям.
Для развития памяти у детей постарше будет интересна экономическая настольная игра «Найди евро».
Для развития памяти у ребенка можно использовать еще множество игр. Помогите своему малышу — поиграйте с ним. И результат обрадует Вас обоих.
А я сама делала игру «волшебные мешочки», где-то в 1,5 года начали играть. Илюше нравилось выбирать себе мешочек и мы с удовольствием играли. Да ещё и сам просил поиграть;) Потом как-то забросили это дело, хочу возобновить, надо только насобирать материал.
А стихи… порой меня удивляет. Меня всё подруга спрашивала, а вы учите стихи, а вот я уже в год то-то и то-то рассказывала, а вы? А мы нет, отвечала, когда захочет, тогда и будет, заставлять и зубрить не будем, т.к. бесполезное это дело. Я ж ему читаю, рассказываю. И в один прекрасный момент Илья выдал.
В лото нравится играть не по правилам, а просто раскладывать карточки. Домино используем как конструктор для создания машин и гаражей. Недавно купила лото двухстороннее, с одной стороны обычное, а с другой картинки и их нужно как пазл собирать. Вот эта сторона домино сейчас пользуется большим успехом, чем традиционная.
Любовь, я тоже с Олесечкой специально стихи не учила. Но она знает наизусть «Муху-цокотуху», «Мойдодыра», половину сказки «Конька Горбунка». Мы сейчас ходим с ней на занятия по музыкальной сказке и там дают на дом стихи учить. Олеся даже слушать не хочет, что НУЖНО учить стихи. Это дети позже понимают слово «Надо», когда в школу идут — лет в 6-8.
Мы больше всего любим играть в «Запоминайку».
Насчет самодельных игрушек — Вы просто молодцы! Во многом, благодаря Вашему блогу, в мою жизнь тоже вошло рукоделие 😉 мы теперь тоже шьем игрушки, одежду для кукол и делаем сами мозаику и пазлы.
Очень рада, что вдохновила вас на рукоделие)))
А я думаю, что чуть попозже попробуем игру «запоминайку».
У меня как-то Чуковского не желает слушать. Хотя в последнее время заметила, что постоянно что-то говорит из «Мойдодыра». Сегодня рисовали и он как обычно (в последнее время) разрисовал себе ладошку, чтобы отпечатки оставлять. Порисовал, потом говорит:»пойдём руки мыть» и следом глядя на свои ладошки: «у тебя такие руки, что сбежали даже брюки» Предполагаю, что в садике читают.
Нам же ещё выдали стих, чтобы в 8 марта выучить, небольшое всего 4 строчки. Мы вечером несколько раз прочитали и он запомнил. Два дня я про это четверостишие и не вспоминала, а сегодня нам воспитательница говорит, что Илья рассказал им это стихотворение. Запомнил.
Люба, у детей потрясающая память. Я ни разу не учила с дочками специально стихи, мы просто по несколько раз прочитывали книги. Мои дочки с 2 лет поражают окружающих рассказывая полностью «У лукоморья дуб зеленый»
Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения…
У детей память гораздо обширнее и непонятнее и включает в себя не только внимание.
Все познавательные процессы взаимосвязаны, развивая память мы одновременно развиваем внимание и мышление.
Согласна с Любовью по поводу стихов, у моей дочки очень хорошая память, но учить стихи мы категорически отказываемся, хотя сама может что — нибудь продекламировать, но не на заказ.
Так в статье нигде и не написано учить стихи для развития памяти Стихи учат уже взрослые люди — для сохранения памяти, а не для развития 😉
Детей до 5 лет вообще ничего нельзя заставлять делать, с ними можно только играть!
Людмила, в который раз захожу на ваш сайт за вдохновением! Мы с детворой давно уж полюбили «Кота в мешке», причем годовалому сынишке эта игра нравится больше, чем Вике, она любит заниматься по книжкам, для нее это как ритуал какой-то, она не читая задания уже выполняет некоторые упражнения, причем без подсказок (да еще и правильно!) и пазлы очень хорошо тренируют память(по крайней мере у нас так). Дочурка собирает картинки по памяти!
Юлия, спасибо за теплые слова!
У нас тоже Олеся с удовольствием играла в «Кота» с года до двух.
А теперь тоже пазлами увлекается, может целый час собирать. Иногда мы с ней соревнуемся и дочурка все чаще обгоняет меня. Растет настоящий спец по пазлам.
Очень хорошие рекомендации, работающие. Стоит добавить, что просмотр мультиков никак не способствует развитию памяти, а даже наоборот. Если маленький ребенок много смотрит мультиков, тормозится развитие мышления.
Стихи с малышами учат не для развития памяти, а для развития речи и её ритмики. Дети, с которыми играли в стихи (ненавязчиво заучивали в игре), легче обучаются музыке!
Мы старшей дочери мультики вообще до 3 лет не включали. Мультики мы заменяем чтением книг и прослушиванием аудиосказок.
Стихов моя дочка знает много, но мы их вообще не учили, даже ненавязчиво — просто читали.
А для музыкального развития полезно с рождения включать аудиозаписи ребенку. У нас есть диск «100 лучших детских песенок», я его включала Олесе с рождения. Недавно выяснилось, что дочка знает практически все песни из этого диска.
Тут сложная взаимосвязь: ребенок учится музыке, и у него улучшаются математические способности. Проговаривает ритмически организованные тексты (детские стишки) — развиваются музыкальные способности. Самое опасное для малышей это реклама. Она въедается в мозг. Ребенок не знает ни одного стишка, ни одной детской песенки (в садик не ходит), но знается десяток рекламных слоганов. Это ли не бред?!
Не встречала таких деток, чтобы десяток рекламных слоганов знали. Может быть потому, что я сама телевизор не смотрю и не зная текста рекламы
Увы, это дочка племянника моего мужа. Они живут отдельно, мы редко видимся, но каждый раз я буквально болею от того, что вижу и слышу. Осенью она пойдет в школу. Я сочувствую учительнице, у которой в классе будет хотя бы один такой ребёнок.
Если один такой ребенок будет из 30 это ничего страшного. Всего лишь капля дегтя в ложке меда 😉
Хорошие и главное работающие рекомендации.
Из собственного багажа — активно развиваем память, играясь с дочками
Я полностью согласна с Вами, ребенком нужно заниматься. Развитие всех видов памяти благотворно потом скажется на учебе в школе. Именно у дошкольников легче выявить особенности запоминания, присущие именно его личности.
Дети — это лучшие люди на свете. И если с ними заниматься, то результаты бывают просто потрясающие!
Сколько всего игр для развития памяти. Все и не запомнишь. Но все наверное интереснее будет проводить игры с пользой для ребенка, а непросто так. Спасибо вам Людмила за информацию!
Всегда пожалуйста. Одновременно во все игры и не нужно играть. Можно пробовать разные и выбирать, что больше ребеночку понравится.
Сколько всего интересного!
Мой дядя постоянно жалуется на плохую память своего сына.
Надо обязательно рассказать, сколько, оказывается, есть способов развить память!
Спасибо, очень интересно и познавательно!
Стефания, рада, что понравилось!
Мы тоже так с сыном играли, когда малышом был. Теперь дочка на подходе. У нее вообще особенная память, женская Уверена, что есть отличия.
Катюша, с удовольствием почитаю потом на твоем блоге об отличии девочек и мальчиков. У меня ведь две дочки, а нужно и к внукам готовиться
Моему сыну 2,1 и он с удовольствием играет в memory, но только на ipod Сам научился!
Какой молодец! В 2 года уже ipod освоил! Сейчас подрастет у папы ipod заберет, у мамы компьютер 😉 Не перестаю удивляться, как быстро дети осваивают современную технику.
Нашим внукам нравится играть в игры , похожие на «Кота в мешке». Я им даже сама сшила игрушку «искалочку».
Отличная игра. Мы тоже обожаем в нее играть, причем частенько меняем содержимое.
Бывают у нас:
— игрушки
— настоящие фрукты и овощи
— геометрические фигуры.
Людмила веселая история у вас в Запоминайке получилась) А если серьезно очень интересные идеи. В фокусника мы уже играли раньше. Нужно было видеть лицо ребенка когда поднимаешь платок, а там не хватает чего-то. Катя сразу начинала искать пропажу)
А у нас Олеся сама норовит показать фокус, а отгадывать не особо любит
Сейчас столько настольных игр в магазинах, что глаза разбегаются. Наши дети успели еще поиграть в игры моего детства. Очень им нравились музыкальные викторины, в которых надо было двумя проводочками соединять вопрос и ответ. Если угадаете, то загоралась лампочка. Игры у нас до сих пор лежат на полке, а вот батареек к ним уже нет в магазинах.
Людмила, я тут подумала, а не сделать ли мне на сайте пост с играми другого поколения. Интересно же сравнить. Как ты считаешь?
Зоя, очень интересная идея — сравнить игры разных поколений.
А я могу описать более подробно современные настольные игры — у нас их несколько десятков.
Кстати, у нас есть игра, подобная Вашей. Называется она «Знатоки» по типу игры «Что? Где? Когда?» При правильном ответе тоже загорается лампочка.
Людмила, на следующей неделе сделаем совместные статьи об играх нескольких поколений с перекрестными ссылками. Сейчас заканчиваю работу заказчику, времени совсем мало. В качестве отдыха пишу комментарии и сижу в соц сетях. А с ума можно сойти от работы.