Периодически в интернете встречаю дискуссии на тему: «Нужно ли детей отдавать в музыкальные школы?». Мой ответ однозначный «Да»! И в этой статье я хочу рассказать о нашем опыте эстетического воспитания детей.
Сразу хочу сказать, что постановка вопроса «Нужно ли детей отдавать в музыкальные школы?» не совсем корректна. Дело в том, что в большинстве городов России не музыкальные школы, а школы искусств со множеством отделений:
- музыкальное отделение (обучение игре на различных музыкальных инструментах: клавишных, щипковых, струнных, ударных, духовых)
- эстрадное (обучение детей игре на синтезаторе, электрогитаре, ударных инструментах и саксофоне)
- художественное (обучение детей изобразительному творчеству, в т.ч. лепке из различных материалов)
- хореографическое (обучение детей танцам самых разных направлений, включая классические, современные, народные, бальные и др.)
- вокальное (обучение детей пению по разным направлениям: народные песни, эстрадные песни, академический вокал)
- театральное (обучение детей актерскому мастерству)
- обще-эстетическое развитие малышей (приобщение детей 3-5 лет к миру музыки в игровой форме)
Таким образом, в школе искусств ребенок получает комплексное эстетическое развитие воспринимая красоту окружающего мира через музыку, танцы и разные виды искусства.
У нас в семье две дочки — старшей 12 лет, младшей — 5 лет. Старшая дочка с 6 лет занимается в школе искусств по классу «Фортепиано». Дополнительно у нее идут занятия на отделении «Хор». Дочка еще год отзанималась на вокальном отделении, но поняла, что это не ее и не захотела там учиться. Зато в 12 лет поступила в 1-й класс художественного отделения (художка у нас начинается с 11 лет).
Младшая дочка в 3,5 года успешно сдала вступительные экзамены на отделение раннего эстетического развития малышей и уже 2-й год учится в школе искусств.
Для малышей проводят занятия 2 раза в неделю по 4 предметам:
- пение
- рисование (чередуется с лепкой)
- ритмика
- сольфеджио
Все занятия проводятся в игровой форме. Подолгу дети сидят на одном месте только на рисовании. А на пении, ритмике и сольфеджио дети все время играют, изучая песенки и танцы. Даже, такой предмет, как сольфеджио для малышей совсем не кажется нудным, потому что и там они играют.
Вот видеосъемка с открытых уроков пения и рисования детей 1-го года обучения на отделение «Эстетическое развитие»:
Педагоги используют различные хитрости для привлечения внимания детей: секретики, обзывалки и т.д. К примеру, на сольфеджио длительность звуков они обзывают: восьмая — восьмушка, четверть — дядя Степа длинноногий и т.д.
Больше всего Олесе понравились занятия по рисованию.
Посмотрите, какие красивые картины из пластилина сделала Олеся в 4 года на уроках ИЗО в школе искусств:
А это рисунки нашей дочки в 4 года :
На 2-м году обучения на отделении эстетического развития можно выбрать себе дополнительную специальность: фортепиано или ИЗО. Мы выбрали обе специальности и теперь Олеся 2 раза в неделю занимается с педагогом по фортепиано и ходит на дополнительные занятия по ИЗО и лепке.
Дети на ИЗО рисуют профессиональными красками на акварельной бумаге. Используя 3 основных цвета (красный, желтый, синий) дети получают различные оттенки.
Через месяц занятий, Олеся стала рисовать уже лучше меня (сейчас дочке 5 лет). К сожалению, показать работы дочки не могу — они все хранятся в школе искусств.
А вот такие картины из пластилина делают детки 6-7 лет, которые занимаются на художественном отделении в нашей школе искусств:
О том, что дочке нравятся занятия ранним эстетическим развитием говорит тот факт, что теперь Олеся мечтает работать учителем по фортепиано и тренером по художественной гимнастике.
Да-да, все правильно: школы исскуств (у нас на Украине называется так) нужны обязательно. И не только ребенка оторвут от телевизора и компьютера, но и научат прекрасному. А вот выбор ребенок может сделать сам — то, что ему больше нравится или попробовать все, пока не найдет по душе.
Ольга, а у Вас в школах искусств тоже есть отделения раннего эстетического развития?
Вы сами учились в музыкальной школе?
Ольга я впервые слышу про школы искусств на Украине. У меня и мужа есть племянницы, но на музыку и танцы они идут в разные места. Отдельно я знаю есть художественная школа. Учатся они в лицее с гуманитарным уклоном, там много внимания уделяется музыке. Но таких разносторонних организаций как описала Людмила я не встречала.
Ольга а если не секрет в каком городе вы живете? Я из Запорожья.
Людмила мне очень понравились картины из пластилина и картины карандашом. Прости меня за то что повторюсь, но Олеся у тебя очень талантлива
Настя, у меня большинство знакомых так и ходят в разные места — это все (у нас) коммерческие организации, специализирующиеся на чем-то одном.
Нужно поискать объдиняющее госучреждение — наверняка в Запорожье тоже такое есть. У нас подобные школы, чуть с меньшим количеством отделений, есть даже в районных центрах.
Настя, охотно прощаю и буду прощать за подобные похвалы 😉
Хотя у меня и есть броня от медных труб, все равно очень приятно!
А я живу в Краматорске Донецкой области, у нас 3 государственные школы исскуств в городе, хотя ежемесячно мы платим до 100 грн. Отделения разные, но на любом из них добавляются обязательно предметы и с других (основных больше, а тех -по одному в неделю).
У нас примерно такие же расценки. 1 отделение стоит 400 рублей, а если 2 и больше, то от 1 тысячи до 1600 рублей .
И там бывает на каждом отделении больше 20 часов занятий.
Ой, какая большая подсказка для меня! Конечно, только родители ребенка всему не научат. Комплекс стараний даст больший результат. И ведь школы искусств для этого хорошее решение!
Татьяна, интересно, а в Белоруссии школы искусств что предлагают?
Мы с Олесей прошли несколько частных детских центров и теперь учимся в школе искусств.
Качество обучения в государственной школе искусств намного выше, чем в частных центрах. Все-таки учителя старой закалки (молодых кстати тоже много), работающие от души даже за мизерную закалку дают детям гораздо больше полезного, чем преподаватели из дорогих частных развивающих центро.
Если честно, я еще пока не знаю, что у нас тут предлагают. Пока только встречалась со школами раннего развития Будем узнавать ближе к 6 лет. До 6 я и сама со всем справлюсь.
Это как пойдет, Татьяна! После года у ребенка открывается масса талантов, а после 3-х лет просыпается тяга к обществу
Ой, ну с обществом у нас все в порядке))) Не затворники 😉
Татьяна, я имела в виду общество РОВЕСНИКОВ
У нас для малышей с 3-х лет, а все основные направления — с 6-ти (как в первый класс пойдет ребенок).
А лично я в такую школу не ходила — занималась спортом (хотя тогда были отдельно или музыкальная, или художественная студия, единой еще не было).
Ольга, а дочка Ваша на какие-нибудь дополнительные занятия ходит (ходила)?
Диму думаете отдавать в школу искусств?
Маша ходит на художественное отделение, правда, у нас больше времени отдано не рисованию, а плетению на коклюшках и дефиле. Готовятся выступать матрешками, плетут элементы своих костюмов.
И Диме нет еще трех лет, но, в принципе, пока не собираюсь его отдавать в школу — занимаюсь с ним сама.
Хорошо, когда мама не работает и успевает со всеми детьми позаниматься :).
Ольга, как интересно.
А у нас на художественном отделении у детей рисование разными материалами, лепка, потом добавляется скульптура. А вот плетения нет совсем.
А что это такое плетение на коклюшках и дефиле?
Да, если мама с ребенком занимается — это самое лучшее развитие. Любовь + индивидуальное занятие.
Я тоже до 3,5 лет занималась с Олесей, а потом поняла, что особо научить ее больше не смогу ни рисованию, ни музыке. Поэтому мы пошли к учителям. Нам очень повезло: все учителя — очень добрые и любят и детей и свои предметы.
Ох, дети — наше будущее. Правда, очень красиво слепили, я как-то к этому в детстве был безразличен. Сейчас понимаю, что это действительно круто, когда дети создают что-то красивое.
Юрий, я до рождения второй дочки тоже не могла ни рисовать, ни лепить.
Сейчас с удовольствием рисую, леплю и еще учусь играть на фортепиано
Очень понравились домики из пластилина!
Людмила, а как именно их обучают рисованию: учители рисует — дети копируют на свои листы или они рисуют действительно САМИ? К сожалению, я заметила, что на многих развивающих занятиях очень распространен первый подход.
Прошу прощения за опечатку: «учитель». Ох уж этот айпад!
Ольга, айпад это еще не телефон. Я когда набираю текст на телефоне, особенно если спешу, вообще половину букв меняю.
Недавно, Злате вместо «поздравляю» отправила «пощдрпвляю»
Оль, очень с тобой согласна! Именно так учат во многих и многих местах. И я не очень понимаю этот подход и причем тут искусство и творчество вообще. Но чтобы было по-другому нужно приложить гораздо больше усилий и иметь талант не только в рисовании но и в педагогики. А таких людей гораздо меньше, чем худ. школ и изо студий.
Ксения, на мой взгляд, свободное творчество должно преобладать у детей до 3-х- 4-х лет, а потом уже нужно учиться лучшему, что накопилось за столетия.
Старшим детям (после 11 лет) в школах искусств дается больше творчества. Есть уроки на свободные темы, есть рисование с натуры.
В этом году у Олеси началась предподготовка к обучению на художественном отделении.
Одно занятие я слышала из коридора.
Учитель разговаривала с детьми об осени и попросила нарисовать осеннее настроение. После урока все картины были разложены на полу — сохнуть и дети, под руководством учители, обсуждали, кому удалось передать осеннее настроение, а кому нет. У одной девочки было нарисовано 2 дерева, дети заметили, что осени здесь нет. Учительница предложила, после того, как акварель высохнет, гуашью добавить разноцветные пятнышки — осенние листочки.
Разве это — не творческий подход? Разве здесь ребенок рисует не САМ?
Да, это творческий подход. На такие занятия я бы повела дочку.
У нас история такова. Мы пробовали ходить в школу искусств. Я попросилась присутствовать на первых четырех занятиях по разным предметам. Из трех мне понравилось только одно: на остальных на детей очень сильно давили. Я не делилась своими наблюдениями с дочкой — но когда она подичилась со мной своими, оказалось, что ей тоже понравилась только одна учительница из четырех (имена та, которая не давила). Мы попробовали позаниматься с ней индивидуально. К сожалению, эта идея не сработала. Так что мы отказались от школы искусств: ведь там нельзя ходить только на один предмет из четырех.
Упс. «Но когда она поделилась…»
Ольга, объективно оценить работу специалиста, посетив только одно занятие — невозможно. Ты же была на 4-х предметах только по 1 разу?
Я в прошлом году тоже ходила с Олесей на занятия, мне первое занятие по ИЗО совсем не понравилось — учительница была зажата, четырехлетние дети 40 минут просидели за партами не вставая.
После занятия, я подошла к учительнице и попросила ее делать физкультминутки. Свою просьбу я продублировала и заведующей.
В конце-концов, занятия по рисованию с этой учительницей стали самыми любимыми у Олеси.
Многие учителя комплексуют перед родителями и ведут себя неестественно, в то время, как наедине с детьми они ведут себя свободно.
Для ребенка первые занятия тоже будут непривычными, потому что в школе, даже для малышей присутствует дисциплина.
Конечно же, учителя — это не мамы, но всю жизнь мама опекать ребенка не будет, он будет общаться с разными людьми.
Говорят, чтобы понять подходит ли ребенку занятия, нужно проходить на отделение 3 месяца. Я думаю, что достаточно 1 месяц, но не одно занятие это точно.
Что касается индивидуальных занятий. Наши учителя начинают заниматься индивидуально только с детьми 6-7 лет.
Людмила, я поняла твою позицию. И всё-таки останусь при своей: несмотря на скованность, нервозность и возможные методические ошибки от волнения, подход учителя видно сразу. Возможно, это профессия накладывает свой отпечаток: ведь я наблюдала за работой очень многих педагогов и девочек-практиканток.
Кстати, я тоже когда-то училась в школе искусств (только рисование). Нас никогда не просили копировать. Да, нам показывали техники: вот так выполняется штриховка, вот так накладываются тени. Но чтобы повторять вслед за учителем — такого не было ни разу.
Ольга, а сколько тебе лет было, когда ты училась в школе искусств? От возраста многое зависит.
Людмила, я была во втором классе.
Ольга, занятия в 8 лет и в 4 года все-таки кардинально отличаются. Хотя, конечно, очень многое зависит от педагога.
Я уверена, что ребенка надо учить техники, но не учить рисовать объекты. Техника — умение рисовать разными материалами, разными кистями, брать то много, то мало краски, штриховать, рисовать углем и так далее и тому подобное. Предметы — конкретный объект. Например, домик — прямоугольник, сверху треугольник, внутри квадрат-окошко. Это шаблон — и многие взрослые, посещавшие дет сады в советское время ничего другого из себя выдавить сейчас не могут. И у многих есть такой «шаблончик» в рисовании для очень многих предметов. А для тех что нет человек говорит «Я не умею» =)
Рисование настроения, звука, запаха — это творчество, потому что нельзя сравнить и сказать похоже\не похоже. Рисование объектов по заданию, а потом еще и оценивание — убийство творчества на корню.
Насчет копирования за взрослым. Дети копируют непроизвольно и здорово, если всем детям дали по куску пластилина\глины и учитель взял себе кусок и сидит лепит увлеченно и с интересом. А дети подглядывают и копируют! Именно так учатся ходить и говорить! Это свое собственное стремление и желание ребенка наблюдать и повторять за взрослым, оно идет ОТ НЕГО. А вот копирование по заданию, уже занятие совсем другой природы, оно идет сверху и часто не имеет ничего общего с развитие творческого начала.
Ксения, во-1, детские сады и школы искусств — это абсолютно разные сферы.
Во-2, благодаря детским садам, люди хотя бы могут выдавить из себя шаблоны. 2/3 детей без детского сада вообще бы ничего не смогли выдавить — дома они смотрят только мультики.
В-3, в корне не согласна с Вами, что рисование объекта по заданию — это убийство творчества на корню.
Пример из последнего урока ИЗО Олеси.
Педагог дала тему: «Сегодня мы с вами летим в космос» и дети нарисовали все, что хотели. Кто-то нарисовал планеты, кто-то звезды, кто-то ракету, кто-то летающую тарелку. Каждый нарисовал свой полет в космос, а потом посмотрели у кого, что получилось.
Дальше. Еще один пример. Урок лепки — тема «Дымковская игрушка».
Педагог принесла глиняные дымковские игрушки, вместе с детьми она обсудила характерные черты дымковской игрушки. И дети сами лепили барышню, поросенка и коня в стиле дымковской игрушки.
Работы получились похожими, но нюансы у детей были. Дети были в восторге.
Ксения, хорошо, если мама умеет и рисовать, и петь, и играть на музыкальных инструментах. Тогда она, возможно, научит всему и своего ребенка.
Но такое сочетание талантов + свободное время мамы — очень редкое сочетание.
Когда Олесе исполнилось 3,5 года я поняла, что больше я не смогу ее учить рисованию, музыке и танцам и отдала ее в школу искусств, чему очень рада.
За 1,5 года обучения я убедилась, что ШКОЛА ИСКУССТВ ДАЕТ РЕБЕНКУ ПОЛНОЦЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Очень сложно делать тут выводы не присутствуя при этом разговоре и не посмотрев, что же там дети нарисовали. Но… у меня большой вопрос — А что, осени без листьев не бывает? У нас так с середины октября уже почти ничего на деревьях не осталось! Кто знает — что это за ребенок был и какое у него видение осени…
Ой… какая страшная у меня рожица тут отображается почему-то!! )))
Helen Z, рожицы присваиваются автоматически.
Если хотите нормальную аватарку — можете зарегистрироваться и выбрать любую картинку.
Просто и подробно об аватарках можете почитать здесь: http://wpnew.ru/udobnaya-rabota/gravatar-kak-sozdat-avatar-v-wordpress.html
Helen Z, для меня осень ассоциируется с разноцветными листьями. Если стоит голое дерево — трудно определить время года — то ли это осень, то ли весна, то ли бесснежная зима.
Это понятно )) Но осень.. она ведь правда, разная… и о чем думал в тот момент конкретный ребенок… кто его знает… но ему уже сказали, что осень — это листочки на деревьях… Но определенно я тут сказать, конечно, не могу — так как я там не была и ничего не видела как оно там было ))) Просто сразу в глаза бросилось )))
Helen Z, я тоже там не все видела и слышала, а только самый конец разговора. Может быть у ребенка и спрашивали, почему он изобразил только деревья.
Мне очень понравилось то, что педагог дает тему для рисования, дети сами воплощают эту тему в жизнь. Потом все вместе обсуждают и если у кого-то что-то не получилось, даются советы, как это исправить.
Ольга, в прошлом году мы были на открытом уроке по ИЗО (дети 4-х лет).
Тема урока была — лепка.
Учитель нарисовала на доске гусеничку и показывала, как нужно правильно сворачивать и слеплять разноцветные колбаски.
Дети потом повторяли, используя свои цвета.
Ольга, я ничего плохого не вижу в том, что учитель показывает КАК нужно делать, а дети копируют. На уроках дети копируют, но Олеся приходит домой и рисует все сама, причем совсем не то, что проходили в школе.
Олеся может нарисовать абсолютно ЛЮБОЕ животное. Как-то зимой, дочка принесла блокнот и попросила меня называть животных. Я называла животное, а она его тут-же рисовала. Рисовала так, что папа и Злата сразу признавали, кто это.
Я назвала животных 20, а дочка просила называть еще и еще.
Тогда я открыла интернет и стала называть животных оттуда. В итоге, в тетради 96 листов были на каждом листочке был рисунок животного!
Такую лепку вряд ли можно назвать развитием творческого подхода в ребенке. Это копирование, а не творчество. Здорово, что Олесе удается брать из таких уроков нужные для себя знания и синтезировать их, чтобы позже применять их в собственных работах. Мы тоже одно время ходили с Дашей на подобные уроки рисования, и у Даши тоже получилось вычленить оттуда техники.
К сожалению, так бывает не всегда. Я знаю одну девочку, которая создает шедевры вслед за и вместе с учителем, но сама очень долго не могла нарисовать ровным счетом ничего. Ее фантазия была настолько задавлена, что вместо того чтобы придумывать новое, она все время пыталась вспомнить ориентиры.
В общем, это очень непростая тема. И, по большому счету, я вряд ли компетентна углублять ее. Но у меня сейчас как раз готовится интервью с преподавательницей искусства у детей, чьи работы меня поразили. Когда будет готово, опубликую и дам ссылку на блог с работами. Правда, оно будет на английском, ведь моя гостья живет и работает в Штатах.
Ольга без копирования никак не обойтись. Когда ребенок рождается, он ничего не умеет. Подрастая, он начинает копировать окружающих — улыбаться, лепетать, держать ложку в руках и т.д.
В изобразительном искусстве тоже трудно на первоначальном этапе обойтись без копирования. Главное, чтобы учитель периодически давал свободу детям, тогда все будет в порядке.
Ольга, очень интересно было бы почитать интервью с преподавательницей искусства. Ты — мастер интервьюировать незаурядных людей. Может быть продублируешь интервью на русском языке на блоге «Мелочи жизни»?
Да, интервью будет безумно интересным. Оно уже развеяло много моих заблуждений, хотя разговор ещё не закончен. Дублировать его я не буду — при желании можно воспользоваться электронным переводчиком.
Переведу тебе одну фразу Джули — как раз по поводу копирования:
«Я бы никогда не стала просить детей повторять за мной мазки кисти. Вместо этого я бы научила детей тем многочисленным способам, которыми можно использовать кисть, чтобы создать толстые или тонкие линии, загнутые или зигзагообразные, ломаные или неровные линии. Я бы обсудила с ними характеристики объекта, а затем позволила детям изобразить своё собственное видение.»
Ольга, опять тот же вопрос. Джули работает с детьми какого возраста?
Судя по тому, что выставлено у неё в блоге, с 3 до 13 лет.
Ольга, с нетерпением буду ждать интервью с Джули. Очень интересно узнать о ее подходах к обучению детей творчеству.
Ольга, если не ошибаюсь каждое обучение начинается с копирования.
Как говорят сначала за ребенка делают, потом делают с ребенком, потом ребенок копирует действия, а потом делает по своему.
Если руководствоваться вашими рассуждениями то обучение игры на муз. инструментах это не творчество а копирование. Нужно сразу играть свою музыку?
Добавлю из своего детства. В школе нас не обучали как рисовать (копировать) и возможно поэтому у меня и возникли проблемы, и часто бывали ситуации когда я хотела что-то нарисовать, или срисовать, но не знала как это сделать. Навыков мне не хватило.
Настя, к сожалению, я очень далека от музыки. Поэтому вряд ли смогу поддержать разговор на эту тему.
Настя, очень удачный пример. Спасибо за поддержку!
Девушки, почитала вашу дискуссию. В том числе и выше. и решила вставиь свои 5 копеек))
Я не знаю, как в музыке, но в отношении ИЗО 100% согласна с Олей и Ксенией. Копирование, как раз таки в раннем возрасте, в большинстве случаев приводит к шаблонности мышления. Можно долго спорить, что не у всех и не всегда. Да, действительно, на то и индивидуальные мы все и дети в том числе. Плюс разные условия (в школе развития двое детей копируют. Дома один продолжает уже свободно творить (как было сказано выше — кто-то выносит только нужное для себя), а кого-то и дома пытаются загнать в рамки и чуть ли не ругают за неаккуратность и отход от шаблона). Да и копирование копированию тоже рознь. Кто-то просто покажет пример и предоставит детям свободу деятельности, а кто-то будет контролировать пошагово — Нарисовали кружок, сверху поменьше, а внутри еще два… Нет, не один, а два… и т.д.
И в школах развития, как заметила Оля, действительно ооочень многие используют именно метод — посмотри и сделай как я (бывает еще веселей — мама делает, ребенок безучастно смотрит и только прижимает пальчиком или еще что-то, что позволено мамой). Это никак не творчество. Развитие мелкой моторики, выработка аккуратности, еще что-то, но никак не творчество.
Людмила, надесь, что никоим образом вас не задела)) Судя по вашему описанию занятия, да и по восторгам дочки и ее желанию творить дома — у вас все отлично.
Женя, Вы меня абсолютно не задели Наоборот, спасибо за комментарий — мне приятно общаться с интересными людьми.
К тому же, Вы сами заметили, что не только в школах развития бывает метод копирования, зачастую он используется и дома.
Это хорошо, когда мама, как Женя Ясная — творческая личность, нарисующая все, что угодно. Но таких художников среди мам очень мало и что же оставить рисование на уровне ребенка 2-3-х лет?
И еще. Тема эстетического развития ребенка не сводится только к рисованию. А как быть с танцами, с игрой на музыкальных инструментах? Мама всему этому вряд ли сможет научить ребенка, а может у малыша есть склонности к этим видам творчества и они просто «дремлют»? Я вижу здесь только один выход — школа исскуств. А уж если у ребенка есть талант, то он пробьет себе дорогу, даже сквозь дебри копирования, которых на самом деле может и не быть. Не стоит придумывать преграды.
У нас в школе искусств, по крайней мере, талантливые педагоги, влюбленные в свою профессию и обожающие детей.
Людмила, я не призываю всех учить самостоятельно. Тут скорей разговор о том, чтобы отдавая ребенка в школу развития или школу искусств родитель обратил бы внимание на методы обучения, которые там используются. И лучше бы отдать предпочтение той школе, где подход более творческий (но это опять же мое мнение)). Вот в чем я с вами не согласна, это в том, что если ребенок талантлив, то он в любом случае пробьет себе дорогу. К сожалению, есть масса примеров, когда этого не случалось, а наоборот — ребенок «зарывал» свой талант и именно из-за неудачных педагогов(. Но это другая тема и точно не вашего поста). Я очень рада, что вам удалось найти школу, в которой талантливые учителя. (Быть может я немного сгустила краски, что все плохо в этой области у нас. На самом деле я сама знаю массу чудесных и талантливых педагогов). Удачи вам и творческих успехов!
Вот то, что я ждала «немного сгустила краски». Многие родители боятся отдавать ребенка в детский сад, в музыкальную школу, в общеобразовательную школу. И совершенно напрасно. Нужно просто искать хороших педагогов.
Женя, спасибо Вам за пожелания! И Вам всего самого доброго! Пусть нашим детям всегда встречаются чудесные и талантливые педагоги!
Кстати, забыла написать: я в восторге от картин пластилином! Такой красоты еще не видела!
Я тоже из пластилина не встречала более красивых «живых» картин
Людмила, Олеся когда поет прямо «растворяется» (другого слова не подобралось) в песне. Она проживает каждую строчку, каждую нотку. И такая вся лучистая стоит… Просто прелесть! Спасибо за это видео!
А картины из пластилина — супер! Такая тонкая и старательная работа! Они успевают рисовать такие картины за один урок?
Мила, спасибо за такой изысканный комплимент! Очень приятно.
Картины, которые делала Олеся — это стандартный 40-минутный урок, а картины 6-7-леток — это работа нескольких занятий.
Я тоже считаю, что детей нужно водить в школы искусств. Ведь там они учатся многому, а у родителей не всегда хватает времени уделять внимание искусству. Поэтому такие школы нужны и важны!
Елена, у родителей должно быть не только свободное время, но и творческие способности. Если мама не умеет рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, то как она сможет учить ребенка? Малышу еще достаточно того, что умеет мама, а подросшему ребенку хорошо позаниматься с профессионалами.
Ой, всё это индивидуально на местах! То, что вам, судя по всему, повезло — это здорово, можно только порадоваться за ваших доченек. Раз мы про школы искусств — (музыкальные школы — это совсем другое дело. Они тоже есть, но это немного другая история), расскажу про свои наблюдения. Я работала в школе искусств с более старшими детьми, но отделение раннего эстетического развития там тоже было. Итак, 4 занятия в неделю: хор, рисование, танец, театр. Объединены они по 2 (то есть 2 раза в неделю по 2 часа получается). Всего 14 групп по 20-25 детей в каждой. На ВСЕХ 2 педагога по танцу, 2по хору, рисование и театр — по 1 педагогу. Я сомневаюсь, что при таком количестве детей педагог в состоянии запомнить просто как их зовут — это же около 300 детей получается! И что можно сделать при такой наполняемости групп? Если учесть, что это 3-4-5летние дети, а не студенты! А поскольку нужно ещё отчитываться к каждому празднику по каждому предмету, то работа идёт на результат — то есть дрессировка и натаскивание. Бесполезные понты получаются в данном варианте — толку никакого, зато «учимся в школе искусств». Вот у нас именно так печально.
Правда, я бы всё равно в любом случае до школьного возраста ребёнка никуда бы не отдавала…..
Юлия (С Днём Рождения, Белка!), у нас набирают всего по 100 человек. Максимальное количество детей в группе — 10. 10 человек запомнить легко.
Отчетных концертов у нас — минимум — осенний бал, новый год, 8 марта, конец года. Но там нет загона: дети поют-танцуют пару песен и все. За несколько месяцев 2 песни можно выучить.
Конечно-же все зависит от руководства школы, какие оно ставит цели, что требует от своих педагогов.
Про оптимальный возраст обучения ребенка искусству.
Мое мнение такое, чем раньше ребенок начнет заниматься, тем лучше для него же. Когда ребенок пойдет в школу, в 1 классе ему точно будет не до искусства, да и потом тоже.
Как минимум, танцами нужно отдавать заниматься ребенка в 3-4 года, когда у него еще гибкое тело. Иначе в школе проблемы с позвоночником ему обеспечены.
Ой… сначала хотела много написать… Но наверное не буду. Так как у меня в этом вопросе, пожалуй, крайне левая позиция… ))) Я против и школ искусств для дошкольников и против какого-то ни было обучения в рисовании лет так до 11-12 точно (а может и до 18…) Учиться надо у природы, с натуры и беречь детскую свободную линию….Ой… все, молчу! ))
Но… наверное хорошо, что все мы разные… у Людмилы девочки делают успехи — и это здорово! ))
Helen Z, если хотелось много написать — пишите. В крайне левых позициях даже крайне правые позиционеры смогут найти для себя что-нибудь интересное
Helen Z, а Вы сами рисуете?
)) Спасибо… )) Просто сначала написала, потом стерла )) А теперь уже не восстановить как было — с душой ))
Да, я рисую сама. К сожалению, сейчас очень мало. Худ. образования у меня нет. Есть незаконченная вечерняя художка и личные занятия были с мастером (но их в привычном понимании занятиями-то нельзя назвать). Рисовала я всегда и много, сколько себя помню. Мои рисунки всегда ругали в детском саду воспитатели — я рисовала не так как остальные дети — даже помню как маме про это говорили. А вот в школе меня на уроках рисования хвалили, как ни странно, но там подход был другой — был золотой педагог, которая не стремилась загнать весь класс в одну рамку.
Лет в 17-18 примерно очень стеснялась, что не могу сделать к примеру академического рисунка. Но это потом постепенно прошло. Я не ремесленник, я не зарабатываю этим денег, я рисую в свое удовольствие ))
Кстати, про академ. рисунок. Я просто поняла, что я его могу сделать! Но мне это не нужно ))
Helen Z, Вы похожи с моей старшей дочкой. Она в прошлом году (в 11 лет) страстно увлеклась рисованием. Рисовала очень много, но после уроков рисования в школе, Злата почувствовала, что ей не хватает техники. Она очень критично относится к своим рисункам, то светотень не такая, то еще что.
Мы стали покупать ей журналы «Искусство рисования и живописи». По ним она самостоятельно училась разным техникам рисования.
2 сентября Злата очень успешно сдала вступительные экзамены на отделение ИЗО в школу искусств (из 150 человек взяли только 100, почти все уже занимались на предподготовке ИЗО и были приняты в подготовительный класс). Злату «с улицы»(по выражению педагогов) взяли в 1 класс.
Злата прозанималась всего 1,5 месяца — получилась накладка занятия по ИЗО совпадали с шахматными турнирами и Злата сделала выбор в пользу шахмат.
Педагог Златы долго со мной разговаривала, убеждая, что Злате нужно продолжать учиться на ИЗО, поскольку у нее есть талант. Она предложила даже беспрецедентный вариант выбора любого удобного для Златы времени и любого педагога.
Но Злата отказалась категорически. Дочка сказала, что ей нравится рисовать только по вдохновению и на те темы, которые ей интересны. Под уроки призвать вдохновение она не может.
Теперь Злата снова рисует сама.
Мне кажется и копирование и спонтанность одинаково нужны — во всем в жизни должен быть баланс 😉 и талант педагога (и родителей тоже) именно в этом — в способности держать этот баланс.
Анна, золотые слова!
Наш педагог по музыке спела песенку детям про Мажор и Минор. Мажор все время играл, веселился, гулял. А Минор все время был в заботах: убирал, готовил, стирал. Мажор и Минор все время ссорились, упрекая друг друга. Мажор упрекал Минора в грустной жизни, а Минор — в безделии.
Когда педагог спросила детей, кто они Миноры или Мажоры, то половина детей назвали себя Мажорами, а половина — Минорами.
Педагог сказала, что в жизни у нас есть и минор и мажор. Нельзя все время веселиться, играть и гулять. Но нельзя и погрязнуть в заботах. Во всем должна быть золотая середина.
Очень красивый и наглядный пример! И выводы полезные могут сделать не только дети, но и родители. Во всем должна быть золотая середина!
Искала-искала эту песенку в ютубе, так и не нашла. У нас вообще чудо — педагог по музыке и фортепиано. Все песенки у нее добрые и неизвестные.
Людмила, сейчас видео посмотрела — как у вас Олеся поет замечательно!!!!
Спасибо, Helen Z!
У нас папа поющий — в детстве выступал даже на сцене нашего Театра Оперы и балета. Видимо, дочкам передался его талант
Почему же в школе не до искусства? Наоборот! Если, конечно, не делать из школы культа и не превращать её в смысл жизни.
И про танец не соглашусь: гибкость тела, эластичность мышц не теряются к 7 годам — это абсолютно точно! И далеко не каждый не танцующий в этом возрасте ребёнок имеет проблемы с позвоночником :)Даже профессионально классическим балетом начинать заниматься не поздно в 7-8 лет. Как можно раньше нужно начинать, если есть задача взрастить олимпийского чемпиона — вот тут, пожалуй, может быть поздно к школе. И опять-таки по современным меркам. Те же олимпийские чемпионы прошлых лет начинали заниматься, например, фигурным катанием и в 7, и в 8 лет. А сегодня это уже поздно.
А начальную базу, какие-то основы эстетического воспитания может дать любая мама! Любая! Самая «неспособная» к искусству и самая занятая. Чуть позже, если станет ясно, что у ребёнка явная склонность к чему-то и огромное желание заниматься — тогда и нужно искать Мастера. Можно, конечно, не мучиться и сразу идти в кружки и студии, но вот смотрю на деток и понимаю, что это большой стресс, даже если они занимаются с удовольствием. Особенно в 3-4 года. Мама ушла (или наоборот пришла), захотелось в туалет, порвалась юбочка, неприятно держать за руку вон того мальчика — в 3-4 года это серьёзные проблемы. У меня занималась девочка, причём очень самостоятельная, активная, жизнерадостная — кажется, что мало что её может вывести из равновесия, и вдруг поменяли ковёр. Так вот она в тот день заниматься не смогла — они ушли с мамой домой, почему-то прежний ковёр был настолько дорог её сердцу. Потом, конечно, всё встало на свои места, но ей нужно было время это пережить.
Чем старше ребёнок, тем меньше такого рода стрессов. Уже к старшему дошкольному возрасту легче. Поэтому лично для меня 8 лет для кружков — самое то. С первого класса, наверное, не стоит начинать заниматься чем-то новым, тут согласна — к школе нужно тоже привыкнуть. Поэтому либо за год до неё, либо уже через год.
Юлия (С Днём Рождения, Белка!), я как раз имела ввиду 1 класс — не до нового искусства. Стресс от школы, ни к чему новому больше ребенок психологически будет не готов.
Что касается танцев. Да, конечно, танцевать можно начинать в любом возрасте. Сейчас есть даже группы 65 лет и старше 😉
Я просто уже один раз наступила на грабли и повторно наступать на них не захотела. Когда Злате было 5-6 лет, ей очень хотелось танцевать. Мы обошли с ней несколько кружков, ей нигде не понравилось. То слишком примитивные движения, то педагог строгий, то помещение не нравится.
В итоге — до 11 лет о танцах не вспоминали. А потом, в школах стали устраивать вечера с танцами. Злата снова задумалась о танцевальном кружке — месяц походила и бросила. Поздно в 11 лет начинать.
Пока ребенок еще маленький — ему 3-4 года — ему намного легче воспринимать свою неуклюжесть — все вокруг такие. С возрастом научиться танцевать сложнее.
Про проблемы 3-4-х-леток с танцами. Я такого не встречала.
Во-1, у нас занятия с трехлетками проходят в присутствии мамы до тех пор, пока ребенок привыкнет.
Во-2, никаких танцевальных пар не образуется — все танцуют самостоятельно. Бывает, конечно, что кто-то из детей ведет себя неправильно, но есть педагог, который не оставляет времени на «разборки», а завораживает своим танцем.
Когда Олеся начала заниматься танцами, она была младше всех и часто витала в облаках. Я даже хотела забрать ее и вернуться через год. Муж настоял на том, чтобы дочку оставить. И правильно сделал. Через полгода дочка стала внимательной и очень полюбила танцевать.
Хотя, конечно, стоит отметить тот факт, что в 2 года Олеся весело отплясывала на дискотеке, а в 3 года она стала говорить, что под такую песню они еще танец не учили. В 4 года она все танцевальные движения повторяла за старшими. Зато теперь она сама танцует под любую музыку.
О, какая дискуссия тут развернулась!
Девочки — Женя Ясная и Юля-Белка — спасибо вам за ваши мнения, которые мне очень близки.
Людмила, интервью с Джули опубликовано, а в «Мелочи жизни» я рассказала нашу историю, основные мысли из разговора с Джули (для тех, кто не читает по-английски) и дала ссылку на это обсуждение.
Ольга, это с твоей легкой руки получилась такая дискуссия. Спасибо 😉
Отдельное спасибо за приглашение почитать интервью и твою статью о творчестве. Было очень интересно. Ты вновь меня удивила, открыв новую грань своего характера и своих отношений с дочкой.
Всем, кто интересуется развитием творческих способностей деток почитать интервью с Джули: http://olga-ekb.ru/interview/2013/10/29/art-small-hands
Интервью на английском, но англо-русский онлайн-переводчик сносно позволяет понять суть интервью.
А здесь Вы можете почитать об интересных многолетних творческих исканиях Ольги и ее дочки Дашеньки: http://olga0207.ru/2013/10/29/istoriya-odnogo-portreta
Я говорю только о своих наблюдениях — я занимаюсь с детьми как раз хореографией. Группа от 4.5 лет до 7. И 2 группы театральных занятий: 3.5-5 лет и от 5 до 12. Так что все примеры из жизни. Да и не конкретно с танцами эти проблемы — это я просто первое, что в голову пришло написала. Просто внутри каждого ребёнка постоянно идёт свой процесс, чрезвычайно важный для него. И часто постороннее вмешательство идёт не на пользу этому процессу. Наверное, не всегда — но часто. Развитию — да, скорее всего на пользу, но не этому процессу. А он важнее, чем развитое чувство ритма, гибкость, растяжка, вИдение светотеней, чувство формы, музыкальный слух — что там ещё? И чем больше занимаюсь, тем больше убеждаюсь, что младенческий возраст — это околомамин возраст, чем меньше в этом сокровенном мире в это время посторонних, тем лучше. И часто говорю мамочкам, чтобы не спешили, особенно, если ребёнок явно не готов и сам не горит желанием. Чуть подождать — и всё становится на свои места, вот как раз примерно к 6-7-8 годам.
Думаю, что дочка бросила танцы совсем не потому, что поздно! Видимо, к сожалению, именно её педагог ей не повстречался, либо причина, возможно, немножко в другом. Кстати, в истории балета есть случаи, когда люди начинали танцевать в 15 (!) лет. Тогда, когда другие уже почти заканчивают хореографическое училище. Правда, оговорюсь: такие случаи единичны и имели место лет 50 назад и больше. Сейчас вряд ли такое возможно. Но уж полупрофессионально можно и в 17 начинать — было бы желание. А если оно действительно есть, настоящее, то никакие помехи не помешают.
Но это всё так, исключительно моё осознание этого вопроса :)я ни на чём не настаиваю
Юлия (С Днём Рождения, Белка!), спасибо, что поделились своими наблюдениями.
И все-же, не могу с Вами согласиться, несмотря на Ваш педагогический багаж.
Около-мамин возраст, в большинстве случаев, заканчивается в 4 года, но не в 6-7-8 лет. Детям нужно разностороннее общение со сверстниками. Дети — не мамина собственность, нельзя их держать возле себя.
А внутренний процесс у каждого ребенка будет идти, даже если он ходит на кружки. Ведь не все свободное время он там проводит, а час-два в день.
Очень интересная дискуссия на тему творчества. Много важного для себя почерпнула того, что раньше как-то замыливалось.
От себя скажу не о рисовании, а об уроках фортепиано. О рисовании тут, по-моему, достаточно сказали.
У меня есть много подруг, которых в свое время отдали в Школу искусств по классу фортепиано. И все они, закончив эту самую школу искусств, больше к инструменту не подходили. Вообще.
Также у меня есть много других подруг и знакомых, которые учились играть на фортепиано с репетитором. К их числу по объективным причинам отношусь и я. Так вот все эти знакомые до сих пор получают удовольствие от игры.
Что до меня, повторюсь, я тоже училась играть на фортепиано с репетитором, потому что у нас в деревне просто не было никакой школы искусств, но был преподаватель музыки. Я, слушая недовольные рассказы приезжих девочек о том, что их заставляют учить биографии всяких композиторов, всякие сольфеджио и т.д., им завидовала, потому что тоже хотела бы учиться в Настоящей школе и получать Музыкальное образование. Я думала, это очень здорово. На деле же, когда, переехав учиться в город, у нас были уроки классической музыки, где мы слушали разные произведения в филармонии, я откровенно скучала и сетовала на то, что там очень неудобные для спины стулья.
Но на пианино, кстати, я сейчас играю. Мои подруги из Школы — нет. И пока я думаю, что чтобы научить играть на инструменте я буду девочкам искать индивидуального педагога.
Марина, спасибо, что поделились своей историей.
Я всегда мечтала научиться играть на фортепиано, но тоже жила в деревне, где не было такой возможности. Возможно, поэтому, я записала свою старшую дочку в музыкальную школу в класс фортепиано. Учиться Злате очень нравится — у нее золотой педагог.
На сольфеджио и музлитературу Злата тоже ходит и не сетует.
Не знаю, как будет дальше, но пока играть на фортепиано Злате очень нравится. Она играет, когда ей весело, когда ей грустно. За инструментом она снимает стресс перед — и после экзаменов.
Младшая дочка сама захотела учиться на фортепиано, вслед за сестренкой. Теперь мы вместе с ней учимся — читать ноты и играть на инструменте. И это очень здорово.
Педагоги говорят, что к музыке приучать ребенка нужно с 4-5 лет, посещая концерты в филармонии. Для малышей и мам организуют специальные концерты с участием сказочных героев. Мы в прошлом году ходили было очень интересно, в этом году тоже купили абонемент, пойдем в январе.
Я все больше убеждаюсь в том, что самое главное, это выбрать хорошего педагога и неважно, работает ли он в музыкальной школе или занимается только репетиторством.
Да, Людмила, я тоже думаю, что главное — это педагог.
У ребенка, конечно, настроение часто меняется. Процесс обучения музыке или чему бы то ни было длительный и временами утомительный. Бывает, что может и надоесть, и захочется все бросить. И тут ребенка нужно мягко поддержать, дать ему правильный и мотивирующий совет, чтобы он нашел в себе силы и интерес продолжить занятия.
Так у меня было со спортивной школой, когда я ужасно от нее устала и хотела прекратить заниматься. Мама вроде бы и поддерживала мое мнение, но посоветовала подумать еще раз. Тренер тоже провел со мной беседу:-) Благодаря им я все-таки решила остаться, и ни разу не пожалела. И до сих пор радуюсь, что так долго и мучительно занималась спортом в детстве.
А что касается пианино, иногда я завидую людям, которые свободны от нот, то есть могут спокойно сесть за инструмент и начать что-то там себе подбирать или творить. Часто вспоминаю повесть «Слепой музыкант», где мальчик не мог слушать, когда мама играла ему что-то по нотам. А когда она стала играть от себя,его восприятие изменилось. Мой муж тоже никогда не учился игре на фортепиано. Но сейчас очень много играет дома чего-то своего. И ему это приносит большое удовольствие.
Марина, ВЫ правильно заметили, что настроение у ребенка часто меняется, он может устать и дай ему волю — он бросит вообще заниматься.
Также совершенно правильно Вы отметили, что мама должна посоветовать все обдумать.
У нас Злата 2 раза хотела бросить занятия по пианино, когда не очень получалось. Мы с папой убедили ее заниматься. И сейчас (5 класс в музшколе) — занятия по фортепиано — это лучший отдых для Златы, она даже не стала переводиться после 4 класса в гимназию, чтобы иметь возможность заниматься музыкой.
Здесь главное не переборщить. Потому что у ребенка может быть временная усталость, огорчение от того, что не получается, а может быть просто неприятие педагога и даже инструмента.
На прошлой неделе мне рассказали чудовищный случай про наших знакомых.
Мама и папа обожают музыку — они не пропускают ни одного концерта в филармонии и берут туда детей с самого рождения — мы видели их с месячным ребенком. Так вот, папа хочет, чтобы сыновья стали выдающимися музыкантами. С 2-х лет старший сын у них занимается с учителем по фортепиано на дому. Но мальчик — непоседливый, сейчас ему 4 года, а он никак не освоит даже ноты первой-второй октавы. Папа на него очень сердится, в присутствии педагога уводит его на балкон и устраивает ему разборки. Но дело не идет. Папе-то нужно, чтобы сын в 4 года уже играл Шопена.
Если родители заставляют ребенка заниматься музыкой, то ни к чему хорошему это не приведет. Дети закончат музшколу, а потом, как Ваши знакомые, даже не подойдут к инструменту.
Детей нужно заинтересовывать и если ребенку что-то интересно: будь-то музыка, рисование, танцы или спорт, то тогда только эти занятия и будут приносить радость и ребенку, и родителям, и педагогам.
Что-то вы совсем в другую сторону повернули, Людмила! Причём тут общение со сверстниками, если мы про эстетическое воспитание? 😉 А уж собственническое отношение мамы — это и вовсе «другая опера» и тема для отдельного разговора! Это явление никак не связано с тем ходит ли малыш в какие-то кружки или нет!
Я очень благодарна вам за поднятую (в очередной раз!) тему. Потому что наше обсжудение здесь послужило творческим импульсом для нового поста. Если кому-то интересно — заходите в гости! http://s-dnem-rohzdenia-belka.blogspot.ru/2013/10/blog-post_30.html
Юлия (С Днём Рождения, Белка!), ну мы же не на уроке у строгого школьного учителя, который за шаг влево-вправо снизит оценку 😉 Мы дружески беседуем.
К тому же не очень то я и ушла в сторону. Как же можно было пройти мимо Вашей фразы о том, что младенческий — «околомамин возраст» идет до 6-8 лет?
Спасибо за ссылочку иду читать размышления Белки.
Девочки, какая интересная дискуссия между вами завязалась! И самое любопытное, что я согласна и с Юлией, и с Людмилой. Подумаю об этом и, когда буду готова, напишу комментарий под твоим, Юля, постом.
Ольга, мне кажется позиция Юлии тебе понравилась потому, что Юлия нашла свое место в жизни и имеет четкие ориентиры.
А со мной тебя связывает то, что мы обе в непрерывном творческом поиске — как дать лучшее дочкам.
Юлия (С Днём Рождения, Белка!), спасибо за трогательную, добрую и нежную притчу. Она наполнена светом и вносит добро в душу.
полностью согласна c автором статьи!!!!!!!!Я своего сына отдала в школу искусств в 3 года на обще-эстетическое отделение и ни разу не пожалела об этом.Ребенок всегда ходит с желанием. За 2-й год обучения появились навыки рисования, развивается музыкальный слух.
Анна, спасибо за поддержку.
Наши детки тоже за год кардинально поменялись. Особенно наглядно это слышно, когда они поют — в прошлом году детки пели, кто в лес, кто по дрова. А в этом году — их песни звучат не хуже, чем у профессиональных детских ансамблей.
В воскресенье в нашей школе искусств был праздник — «Посвящение в музыканты». Праздник был очень интересный — веселый и душевный.
Но речь не о том.
В конце праздника выступала зав. отделением «Раннее эстетическое развитие» и она рассказала о том, что наша школа искусств — самая большая в России (2200 учащихся) и самая лучшая — по количеству завоеванных наград на различных конкурсах.
Приятно, что дочки учатся в такой хорошей школе
Очень полезная статья. Спасибо, Людочка.
Подробнее по почте.
С уважением, Светлана.
Светлана, приятно, что статья Вам понравилась
Я вообще не понимаю людей,которые не хотят всестороннего развития(будь то музыка,пение,рисование)для своего ребёнка.
Ирина, спасибо за поддержку!
Что же,поучаствую в беседе и я))Моему младшему сыну 8.Он ходит в художественную школу второй год.Сам выбрал этот путь.Мы сначала сходили на мальчишеские секции(папа настаивал),но в итоге пришли в его любимую «художку».Он творец,с двух лет лепит,вырезает,рисует…короче,мальчик наш творческая личность))Так вот,им в классе говорят,например,принесите любую картину того-то или сего-то и все приносят разные,а потом они их срисовывают определенными техниками.Я была в восторге,когда через три занятия сынок принес «копию»Ван Гога-ирисы.Я чуть не расплакалась от умиления.Лично мне понятно,если ребенок умеет и желает рисовать или петь,то не важно каким образом это будет происходить.Копировать,перерисовывать или перепевать-это всего лишь малая толика.Ребенок работает и это дает ему опыт!Многие мамы помешаны на всестороннем развитии сильнее детей,они скорее догоняют призраков своих детских лет,нежели делают благо своему чаду.Например,у нас некоторые мамы шантажом заставляют детей ходить в школу искусств!!!Для меня это дико.И таких примеров много.Я ,лично,не против развития,особенно эстетического,сама гуманитарий,детей воспитала так же.Это дает нам с детства другие ориентиры и раскрывает многое.Но не до фанатизма))Мама является первым и главным примером,а значит нам тоже надо развиваться чуть-чуть наперед наших деток……Людмила,спасибо Вам за все Ваши рассылки.Мне очень нравится!
Наталья, спасибо, что поделились своим опытом!
Как мне понятны Ваши восторги от рисунков сыночка.
Моя старшая дочка уже 5-й год занимается на отделении фортепиано и играет очень красиво. Пианино стоит у нас на кухне и я обожаю готовить еду под музыку дочки
Про то, что многие мамы заставляют шантажом ходить детей в школу искусств мне слышать дико. У нас, правда, детки помладше — 4-6 лет, но они буквально бегут на занятия — так им там интересно.
Наталья, спасибо за добрые слова и почаще высказывайте свое мнение!
Да, школы искусств — это здорово, но только если это не «обязаловка», а добровольное желание ребенка!
А вообще музыкальная школа дает очень много для развития. Знаю по себе — закончила музыкальную и театральную школу, мой муж тоже 10 лет отдал музыкальной школе, играл на трех инструментах… Это очень расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка… Наш малыш еще совсем маленький, интересно, как подать обучение в музыкальной таким образом, чтоб ребенок заинтересовался?? Чтоб он сам желал все время играть, а не ныл при каждом походе к педагогу?
Наталья, все зависит от Вашего настроя и педагога, к которому попадет ребенок — если он любит свою профессию, любит детей, то у ребенка будет только радость от открытия чарующего мира искусства.
У меня не было в детстве музыкалки и я, с огромным удовольствием, открываю вместе с младшей дочкой:
— волшебное царство звуков при прослушивании музыке и игре на пианино,
— красивейшие оттенки природы в картинах и собственных рисунках
— завораживающие движения танцев
Наталья, прочла у Вас интересную притчу в статье «Как полюбить себя», но не смогла оставить там комментарий. Впервые вижу притчу, в которой благодаря любви мужчины, женщина-дурнушка преображается и становится королевой. Обычно, наоборот, женщина из Иванушки-дурачка делает царя. Спасибо!