Продолжаем серию статей замечательного воспитателя из г. Грязовец — Ольги Пивневой. Сегодня Ольга расскажет нам как она проводит занятия в старшей группе детского сада.
Статья «Занятия в старшей группе детского сада» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе».
Занятия в старшей группе детского сада
Ознакомление с природой
Игра «Где прячется вода?»
Цель — показать детям разные состояния и свойства воды.
Воспитатель читает детишкам стихи о различных состояниях воды (о дождике, тучах, снеговике и т.д.), а дети ищут на карточках подходящие картинки.
Б.Заходер. Дождик
Дождик песенку поёт: Кап, кап…
Только кто её поймёт – Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы.
***
О. Григорьев. Какой дождь?
Дождик капал, моросил, Как камыш, стоймя стоячий,
Припускал, стучал, косил, И холодный, и горячий,
Ливнем лил, стеной стоял, А ещё и грозовой,
Барабанил, травы мял. Радужный, полосовой,
Дождь слепой и проливной, Параллелями и в сетку,
Нарастающий, грибной, А при ветре даже в клетку.
Обложной, висячий, скорый, Вот как много есть дождей
Сонный, медленный и спорый, Для растений и людей.
Игра «Живая и неживая природа»
Цель — объяснить детям различия между живой и неживой природой.
Условные обозначения игры «Живая и неживая природа»
Воспитатель показывает деткам картинки и просит найти на них, где прячется вода.
Игра «Животные и растения»
Цель — объяснить детям признаки отличий растений от животных.
Условные обозначения:
Воспитатель показывает деткам картинки и просит отделить растения от животных.
Обучение грамоте
Игра «Слова».
Цель — показать детям, что слова делятся на слоги и научить определять ударный слог.
Например: разберём слово «собака». Сколько слогов в слове «собака»? Назови 1слог? 2? 3?На какой слог падает ударение? (Карточка буква «З».)
Игра «Скажи первый звук слова»
Цель — научить детишек называть первые звуки в словах и придумывать слова на любой заданный звук.
Условные обозначения:
Вариант 1. Детям предлагается, синим кружком закрыть картинку, в которой слово начинается с твёрдого согласного звука; зелёным кружком, когда слово начинается с мягкого согласного звука.
Вариант 2. Детям предлагается найти лепесток с картинкой, название которой начинается с другого звука, закрыть лепесток чёрным кружком.
Вариант 3. (Объединить 1 и 2 варианты.)
Предложить деткам придумать свои слова на заданный звук.
Игра «Короткие и длинные слова»
Цель — закрепить представление о протяжности слов, определению количества слогов и вычленению ударного слога.
Воспитатель просит детей найти на карточках слова, в которых:
* 1 слог (дом, лук, сом и т.д.);
* 2 слога (кукла, сумка, дятел и т.д.);
* 3 слога (вертолёт, собака, цыплята).
Воспитатель предлагает детям провести звуковой анализ названных слов; вычленить ударение в слове.
Игра «Составь предложение»
Цель — научить деток придумывать предложения по картинке.
Ориентирование в пространстве
Игра «Прятки»
Цель — объяснить детям понятие пространственных предлогов и наречий:
- «за», перед»
- «на», «над», «под», «в»
- «слева»,«справа»,
- «внизу», «вверху»
- «около», «между», «рядом»
Воспитатель (или ребёнок – ведущий) просит детей показать на карточке:
— покажи, пожалуйста, картинки, которые расположены над буквой «В» (яблоко, велосипед), под буквой «В» (волк), справа, (слева) от буквы «В»;
— покажи картинки, которые находятся около мячика (велосипед, волк);
— покажи картинку, которая находится между яблоком и мячом (велосипед);
— покажи картинку, которая находится рядом с яблоком и т.д.
Развитие элементов логического мышления
Игра «Назови одним словом»
Цель — знакомство детей с классификационными понятиями, объяснение родовидовых отношений.
Например:
— чайки, индюк, петух, цыплята, попугай – это ПТИЦЫ;
— чайник, чашка – это ПОСУДА;
— зайчик, кукла, машина – это ИГРУШКИ.
Игра «Найди и спрячь!»
Цель — научить определять предметы, вещи, сделанные из бумаги, ткани; дерева, металла. Объяснить взаимосвязь между материалами, из которых делаются предметы и способами использования предметов.
Условные обозначения игры:
· Значком, на котором изображена книга, закрыть бумажные предметы; значком, на котором изображено полотенце, закрыть вещи из ткани.)
· Значком с деревом закрыть деревянные предметы; значком, на котором изображён гвоздь, закрыть металлические предметы).
Игра «Рукотворный и нерукотворный мир»
Цель — показать детям различия между рукотворными и нерукотворными предметами.
Условные обозначения игры:
Попросить детей найти картинки с предметами, сделанные руками человека и закрыть их фишкой (схематическое изображение человека);
Попросить детей найти картинки с предметами, созданными природой и закрыть их фишкой («пейзаж» — природа).
Игра «Какие бывают слова»
Цель — научить детей находить картинки с заданными признаками; развивать логическое мышление.
Прочтите детям стихотворение М. Пляцковского о словах:
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ёжик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово весёлое – смех.
Попросите детей найти слова:
- «Сладкие слова» (йогурт, малина, …);
- «Быстрые слова» (машина, вертолёт, птица, …);
- «Колючие слова» (ёлка, ёж, ножницы, ….);
- «Вкусные слова», «Солёные слова»,
- «Тяжёлые слова», «Холодные слова» и т. д.
Вот такие занятия проводит Ольга Пивнева в старшей группе грязовецкого детского сада.
Ольга, читаю Вашу статью и думаю: «А не было ли ошибкой, что Олеся не ходила в детский сад»? До чего же разнообразны у Вас занятия с детьми. Предыдущие занятия мне очень понравились, а это особенно.
Ольга,спасибо, что так подробно поделились с нами занятием в старшей группе: и стихи, и загадки, и игры.
Очень понравилось стихотворение про разные слова — я такого и не слышала раньше.
Ольга, от всех читателей блога «Развивашка», и от себя лично — низкий Вам поклон за Вашу любовь к детям и Вашу доброту.
Дай Бог Вам счастья!
Ольга, вот бы побольше таких воспитателей! Очень интересно вы проводите занятия, столько души в них и тепла… Благодарю жизнь за знакомство с вами! Удачи вам во всем!!! Пусть все-все будет хорошо!
Ольга, спасибо за замечательные игры и стихи.Браво такому воспитателю!
Здорово! Сразу видно, что воспитатель работает! И дети счастливы!
Ольга, вы воспитатель от бога и детям попавшим к вам повезло. Спасибо что щедро делитесь своим опытом, знаниями идеями!