29 октября 2014  | 

Математический конструктор: изучаем состав числа

Многие малыши могут легко посчитать до 5 или  до 10. А вот когда дело доходит до складывания-вычитания — начинаются проблемы. Малышам это трудно дается. Помочь им в освоении математических азов может мама, превращающая числа в игрушки. Для конкурса со статьями о подготовке к школе замечательная мама Ольга Шевцова подготовила математический конструктор, с помощью которого она объясняет своему сыночку Димочке состав числа.

Наш математический конструктор

Сегодня я представляю Вам нашу новую игру — это математический конструктор, который поможет понять состав числа и научить азам счета.

Сами детали-карточки выглядя вот так:

Математический конструктор "Состав числа"

Математический конструктор «Состав числа»

Лучше, конечно, чтобы карточки были все разного цвета, так станет еще наглядней. У меня они вырезаны из плотного цветного картона.  Вырезать пришлось долго, несколько вечеров, но, надеюсь, и польза будет существенной. Диме уже 3,5 года, но со счетом у нас все никак. Точнее, цифры и их порядок выучили, а вот прибавлять-отнимать – не может. Бьемся пока, чтоб понимать, как прибавить 1 к любому числу.

Но это я что-то отвлеклась. Признаюсь честно, саму идею подсмотрела на зарубежных сайтах и она мне очень понравилась. Но там пособие стоит как месячная зарплата, поэтому решили сделать сами. Все наглядно и структурировано: можно потрогать и посмотреть, а главное наглядно увидеть, что 2+2=4. Количество отверстий определяет ее номер. Карточек с большим количеством по 2 штуки, с меньшим – 3-4.

Итак, разберемся подробнее.

Состав числа - математический конструктор

Состав числа — математический конструктор

Если сложить вместе 2 карточки-пятерки, по сразу видно, что будет 10, ведь они станут совершенно одинаковыми. Лучше в работе класть карточки не рядом, а сверху (но фотографировать рядом просто проще). Кто не верит, пересчитывает отверстия, заодно, и закрепляет счет.

Изучаем состав числа

Состав числа - математический конструктор

Состав числа — математический конструктор

Видим, что 8 – можно сложить как 2+6, 3+5 или 4+4. Если ребенок не может сразу сказать, просто предлагаем ему брать разные карточки и прикладывать их до тех пор, пока не совпадет. Или кладем одну карточку и просим дополнить.

А еще складываем и вычитаем.

Состав числа - математический конструктор

Состав числа — математический конструктор

Становится ясно, чтобы получить 8, к имеющимся 4 надо добавить еще 4. Надо просто посчитать оставшиеся отверстия. Или поймем, что 8-4 будет равно 4, опять же просто пересчитав остаток.

А можно просто играть деталям. Например, выложить из них собачку. Это намного интереснее, чем просто учиться, да и фантазию прекрасно развивает.

Собачка из конструктора

Собачка из конструктора

Как видите, очень простой конструктор. Надеюсь, вы смогли разобраться. Если нет, пишите и я подробнее расскажу как мы осваиваем с сыном состав числа.  Автор — Шевцова Ольга.

17 комментариев Математический конструктор: изучаем состав числа

  • Maha

    Оля, неужели вы каждый кружочек вырезали?! Восхищаюсь вашим упорством. И ещё пару вопросов по существу: подскажите размер ваших полных карточек (например для 10, дальше мы уже сами)? А Дима их не мнет?

  • Людмила Власова

    Ольга, какой классный конструктор. Очень интересная идея — «потрогать» руками состав числа.
    Злата делала для Олеси тоже самодельный конструктор — попозже здесь же выложу фото. В виде большого круга с 10-ю движущимися маленькими кружочками разного цвета, а мы о нем что-то забыли.

    Ольга, вот смотрю на Ваш конструктор и помню, что где-то похожие ячейки мне встречались, а где не могу вспомнить. Помню только, что это был «мусорный отход».

    • Людмила Власова

      Написала Вам вопрос и сразу вспомнила. В настольных играх часто нужно выдавливать круглые фишки и остаются как раз похожие карточки. Но в каждой игре размер таких ячеек разный. Придется все-таки вырезать.
      Ольга, а Вы чем вырезали — канцелярским ножом?

  • Людмила Власова

    Ольга, смотрю на Ваш конструктор и вижу сплошные тракторы 🙂
    Как мне нравятся Ваши игры с Димой — у Вас так интересно получается совмещать обучение с игрой. Здорово!

  • Ольга Шевцова

    Cпасибо-спасибо!
    Maha, вырезала все маникюрными ножницами. «Десятка» — 12*5 см, диаметр кружков — 15 мм, брала линейку с кругами. Помнет и порвет — это да. Но надеюсь, что когда уже совсем нельзя будет ремонтировать детали, Дима научится хоть чему-нибудь 🙂
    Еще можно попробовать использовать детали от конструктора типа Лего, но у нас они мелкие очень. А вот если большие будут, самое то.
    Людмила, конечно, выкладывайте ваше изобретение! Ждем с нетерпением!
    В идеале хорошо бы иметь именно пластиковые детали. Или, например, заламенированный картон. Знаю, бывет станок, который вырезает лазерным лучов любой узор, который нарисован в графическом редакторе.

  • Мила

    Оля, какой кропотливый труд! Браво! Действительно, даже просто сооружая различные фигуры можно научиться считать, складывать, отнимать, сравнивать…

  • Настя

    Оля идея с математическим конструктором просто шикарна.
    У нас катя начала понимать сложение тоже где-то в 3,5 года. Хотя до 20 считает без проблем. Сейчас когда я прошу сложить числа, она отвечает мне покажи пальцы, и пересчитывает их. А тут еще и возможность показать что число 10 это 5+5 но еще и 6+4, и 3+7, и тд. И вычитание легко объяснить вот была целая 7, а если забрать 3 что останется?
    Очень понравился конструктор!

  • Елена Чуклина

    Очень интересная идея, с удовольствием применю ее на практике в работе с детьми. Спасибо.

  • Галина

    Очень интересная идея, Катя считает на пальцах, палочках. А устно у нее получается, если только конфеты считать. Если спросить сколько будет 2+3, она будет очень долго думать, и может и не ответить, а если у Кати 2 конеты, а у Макса 3. Сколько вместе конфет, то сразу ответит, что 5. Я тоже попробую такой конструктор сделать.

    • Людмила Власова

      Галина, у нас тоже Олеся считает на пальцах и палочках. А когда нужно сравнить в шахматах выгоден размен или нет — соображает молниеносно 🙂
      За последние 2 недели Олесюнька начала считать устно значительно быстрее — мы играем с ней в игру «7х9». На следующей неделе подробно об этих играх расскажу.

  • Галина

    Вы такие молодцы. У Олеси талант в шахматах, хорошо, что вы рассмотрели и отдали её заниматься. Вы столько занимаетесь с девочками, как вы все успеваете? И сайт у вас просто замечательный, если меня что интересует по деткам, я сразу к вам заглядываю, и всегда нахожу что то замечательное и нужное.
    Вот сейчас сделала такой, как описан конструктор для счета. Думаю он поможет Катюше быстрее разобраться с составом числа.Спасибо Ольге за идею.

    • Людмила Власова

      Спасибо, Галина, за добрые слова. Успеваем мы все делать благодаря мужу — он позволил мне не работать.

      Галина, вот это у Вас скорость. Посмотрели и тут -же сделали. Молодцы! Приятного Вам обучения!
      И ждем Ваши секретики по обучению Катюши.

  • Галина

    сделать то я сделала, но только поняла, что мало, только по одной. Так что работа еще есть. Нарезала полосок, думала- останутся, а теперь пригодятся. Я делала из обычного цветного картона, так что вырезать мне было легко. Катя уже взрослая, не порвет. А для маленьких, конечно нужер картон поплотнее.

  • Ольга Шевцова

    Спасибо всем-всем! Рада, что наши идеи кому-то еще пригодились 🙂
    Галина, поделитесь, как же так быстро можно все сдалать! Я корпела не один вечер.

  • Оксана Белоусова

    Ольга, вы не перестаете нас удивлять!Ваши идеи бесценны.Удачи вам в конкурсе.

  • Альбина ( Кидссток)

    Да! Какая молодец! На все у есть время! А карточки бесценны! Во первых это Ваш труд! А во вторых все во благо детям!!!! Идея отличная. Спасибо!

  • Ольга Шевцова

    Спасибо-спасибо за поддержку!

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>