Первый букварь — очень важная книга, открывающая малышу прекрасный и загадочный мир чтения. От того, насколько интересен будет первый букварь для ребенка зависит отношение ребенка к чтению.
Предлагаю Вашему вниманию интересный букварь для обучения чтению малышей. Называется он весьма заманчиво: «Букварь для будущих вундеркиндов». Авторы: Теплякова О.Н. и Козлова О.Л.
По этому букварю предлагается начинать обучение чтению малышей с двух лет.
Основные принципы обучения чтению малышей:
- занятия должны проводиться в игровой форме, интересной для малыша
- продолжительность занятия должна быть 5-10 минут
- букварь и карточки для занятий должны быть вне зоны доступа малыша.
Обучение будущего вундеркинда по первому букварю
Авторы букваря уже более 30 лет обучают чтению маленьких деток. Не все дети становятся вундеркиндами, но обучение нравится всем малышам, потому что обыгрываются интересные сюжеты.
Сюжетная игра для обучения чтению «Курочка Ряба»
Расскажите ребенку сказку о курочке Рябе. Старайтесь внедрять в рассказ игровые элементы: изобразите как бегает мышка, как она машет хвостиком, как плачут дед и баба и т.д.
Разложите перед ребенком карточки со словами сказки «Курочка Ряба», прочитайте их малышу, проводя пальчиком ребеночка по словам.
Возьмите лист бумаги и напишите на нем слова из сказки: баба, курочка, ряба. Вырежьте слова, сделайте дырочки в карточках и повесьте их на шнурок. Когда на шнурке будет 3-4 слова, полюбуйтесь, как красиво получилось и снимайте карточки, предварительно прочитывая их. Затем попросите ребенка подать Вам слово «баба» или «ряба». Если ребенок ошибется, помогите ему — найдите нужное слово.
В букваре имеется текст сказки, написанный разноцветными буквами и карточки со словами, которые встречаются в сказке. Подробно описывается, как проводить занятия с ребенком.
Можно играться и по известным потешкам «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Мы капусту рубим-рубим» и т.д.
Сюжетная игра для обучения чтению «Машинка»
Дети обожают изображать машинки и паровозики. Встаньте с малышом друг за другом, кто первый тот шофер, или машинист — он «крутит руль» или управляет поездом. Бибикайте, гудите, как паровоз и бегайте с ребенком по комнате, напевая веселую песенку «Машина едет и гудит, в машине мамочка (ребеночек) сидит. Би-би!».
После такой активной игры возьмите игрушечную машинку или коробку, посадите туда любимую игрушку малыша. Вместе с ребенком напишите слова «машина», «зайчик», «игрушка» и вложите карточки в машинку. Пусть игрушечный шофер повозит машинку со словами. Затем попросите ребенка подать Вам слово «машина».
Для эффективного обучения чтению используйте разнообразные игры с буквами и словами.
Игры с буквами и словами:
Алфавит для раскрашивания
Ребенок лучше усвоит буквы, если он прочувствует их руками: раскрасит контуры букв, слепит буквы из пластилина или теста.
Распечатайте (или нарисуйте сами) крупные контуры букв. Предложите малышу раскрасить буквы красками. Раскрашивать лучше именно красками, потому что кисточкой легче повторить форму буквы. Научите ребенка раскрашивать буквы «одним движением» кисточки, ведя кисточку непрерывно по контуру буквы.
Нарисуйте для своего малыша контуры букв, из которых можно составить слова, знакомые малышу: мама, папа, имена членов семьи. Очень нравятся деткам слова похвалы: «молодец», «умница», «великолепно».
Когда малыш раскрасит слова, почитайте их вместе. Затем попросите малыша прочесть слова папе, бабушке, дедушке, любимым игрушкам.
Цветной алфавит
Купите для малыша цветной алфавит или распечатайте такой алфавит на принтере. Повесьте цветной алфавит на стену и периодически подходите к нему с малышом.
Если Ваш малыш раскрашивает букву, попросите ребенка найти в таблице алфавита такую же букву.
Когда Вы посмотрите букву в «Букваре», найдите такую же букву в алфавите.
Ни в коем случае не учите с ребенком названия букв алфавита (Бэ, Вэ,… Эм, Эн и т.д.), потому что знание названий букв сильно мешает освоению процесса чтения. Ведь если ребенок знает названия букв, то вместо слова «няня», он будет читать «эняэня».
Игра «Найди одинаковые буквы»
Разложите перед ребенком пару карточек со словами, в которых, есть одинаковые буквы (Кот — соК, Мама — Медведь, воДа — Дядя). Попросите малыша найти одинаковые буквы, покажите ребенку, что одинаковые буквы могут находиться в разных словах.
Игра «Спрячь букву под ладошкой»
Все дети любят играть в прятки, поиграйте с малышом в прятки с буквами. Положите перед малышом несколько букв, затем попросите закрыть глазки. Когда малыш зажмурится, накройте букву ладошкой и спросите, какая буква спряталась. Если малыш ошибется, назовите правильно букву. Поменяйтесь с малышом ролями, пусть он прячет буковку, а Вы отгадывайте, иногда ошибаясь. Дети очень любят исправлять ошибки у взрослых.
Игра «Флажки»
В карточках со словами сделайте дырочки и одевайте получившиеся «флажки» на палочки, шнурки, пальцы.
Игра «Бусинки»
В карточках с буквами сделайте дырочки и нанизывайте буквы на шнурок, составляя слова. У Вас получатся бусики из слов.
В книге «Букварь для будущих вундеркиндов» имеются и другие интересные игры, да Вы и сами начнете легко придумывать игры, как только начнете заниматься с малышом.
Я рассказала Вам о букваре Тепляковой О.Н. и Козловой О.Л., возможно это и будет первый букварь Вашего малыша. Удачи Вам и терпения!
И все это в одной книге? И карточки и игры? Надо будет познакомиться поближе, два годика не за горами…
Мила, все в одной книге Карточек, конечно, маловато — всего 2 странички: на одной большие слова, на другой — маленькие. Но важно понять сам принцип обучения, а карточки очень легко распечатать или написать.
Прикольный букварь, где бы двухлетнего ребенка взять, что бы испытать его
Ну уж это не проблема 😉 Я сейчас экспериментирую на племянниках, можно на соседских детишках. А у тебя еще больше возможностей
Мечтаю на будущее своему 7-месячному сынишке сделать букварь своими руками. Кое-что взяла на вооружение, почерпнула идеи.
Я своему сынишке стремлюсь создать эффективную развивающую среду, что подразумевает свободный доступ к развивающим материалам. Но многие рекомендуют обратное, как и в данном случае: «букварь и карточки для занятий должны быть вне зоны доступа малыша». Людмила, а как Вы к этому относитесь, интересно Ваше мнение?
Елена, все развивающие игрушки у нас находятся в легкодоступной для дочки зоне. Она выбирает любую развивайку и одна, либо со мной играется. Бывает, что новая игрушка Олесю не привлекает, но через некоторое время дочка все равно выбирает ее для игры. Так у нас было с играми-шнуровками.
У нас повсюду встречаются разнообразные буквы: магниты, пластиковые, бумажные. Буквы у нас всегда в зоне доступа. Здесь у нас действует принцип «повторенье — мать ученья». Дочка их видит с рождения, они для нее — неотъемлемая часть жизни, как вода и мыло.
Вне зоны доступа дочки у нас находятся только развивающие книги, по которым мы сейчас занимаемся. Да и то, они стоят на полке, где Олеся их видит. Периодически дочка «вне плана» просит позаниматься и мы занимаемся.
Замечательная книга!
С методикой Тепляковой мы уже достаточно хорошо знакомы — малышу еще с года нравится!
Раздобыть бы нам еще и такой букварик — я пока нигде не встречала…
Сандра, посмотрите в книжных магазинах. Букварик — прикольный, в нем много интересных идей.
Поищу букварь в продаже. Внуку 2,5.Буду пробовать с ним заниматься по букварю. Спасибо за информацию.
Ирина, для малыша 2,5 лет — отличный букварь. Поищите, внука можно заинтересовать такой книгой.
Людмила очень интересный букварь. Мне еще очень понравился букварь Жуковой. Но правда рекомендован для детей постарше, которые уже хорошо говорят, но мне можно по нему обучать азам чтения и маленьких деток.
Интересно там объяснены построения слогов. Нарисованы 2 большие буквы соединенные дорожкой и мальчик между ними. Нужно помочь ему добежать, прочитав 2 буквы вместе.
По букварю Жуковой мы немножко занимались со Златой, а вот Олесю он совершенно не привлек. Ей скучно соединять слоги. Олесе нравится читать целые слова.
Людмила, все дети разные, тут не попробуешь не узнаешь, лучшие результаты дает комплексный подход. Нам этот букварь по наследству от моей племянницы достался и на данном этапе я им довольна полностью.
Настя, ты абсолютна права! Каждый ребенок индивидуален.
У нас две дочки — многие говорят об их удивительном сходстве, но интересы у них очень сильно различаются и методы обучения у меня для них получаются разными.
У нашего внука Вити есть буквари, но авторов я не знаю. Мама сама с ним занимается. Зато детскую презентацию азбука для мальчиков, которую я скачала давно и показывала Вите он смотрит с интересом. Там на каждую букву марка автомобиля. Мальчишек не сколько буквы привлекают, сколько машины. По крайней мере наших -то точно.С тех пор как научились сидеть уже у руля.
Но надо будет узнать, что за азбуки они дома изучают. Я так поняла, что это специальные книжки с заданиями из детского сада. Они начали обучение чтению и математике.
Зоя узнайте пожалуйста автора пособий по математики. Начала присматриваться в книжных магазинах, но ничего интересного пока не ненашла.
Настя, ты напомнила мне о наших чудесных книжках, позволяющих освоить азы математики малышам. Если будет время, постараюсь в ближайшем будущем написать пост по этой теме.
Жду с нетерпением, Катя начала проявлять интерес к счету, так что для меня это очень актуальная информация будет.
Еще бы времени немножко добавить в сутки. Планов — огромное количество, у меня в черновиках уже 25 статей набросано, все руки не доходят. Но до конца года счет я все-таки надеюсь описать
Людмила и не говори, в сутках определенно не хватает 3-х — 4-х часов. У самой до многого руки не доходят.
Настя, вот второй ребеночек родится у тебя и тогда ты поймешь, как много у тебя было времени, когда была только одна Катюшка
Я пока не созрела на второго ребенка, хотя муж хочет, так чтобы между детьми лет 5 разницы было.
Я тоже созрела до второго, только когда Злате 5 лет исполнилось. Тогда я поняла, что отдохнула от забот и готова к бессонным ночам и сотням пеленок
Вообще, это такая радость, когда старшая дочка уже подросла, у нее появляются подружки, а у тебя появляется новый человечек — для кого ты важнее всех на свете.
Я смотрю на мамочек, у которых между детьми 1-2 года разницы и рядом нет бабушек, готовых помочь, им очень трудно и полной радости материнства они не ощущают.
Такой замечательныйбукварь,хочу чтобы мой ребенок научился читать и считать к 4 годам. Но мы еще не говорим даже. А книга -замечательная!
Юля, а сколько сейчас вашему сынишке?
Вот вы пишете:Ни в коем случае не учите с ребенком названия букв алфавита (Бэ, Вэ,… Эм, Эн и т.д.), потому что знание названий букв сильно мешает освоению процесса чтения. Ведь если ребенок знает названия букв, то вместо слова «няня», он будет читать «эняэня». А как тогда учить-звуками?
Светлана, учить нужно именно звуки, отрывисто произнося Б-б,В-в.
Я учила Олесю звукам, но у нас была электронная азбука, где говорили Бэ, Вэ.
Теперь когда Олеся пишет слова, это мешает, вместо Белка, она пишет Блка и т.д. Конечно, она еще мала — ей нет и 5-ти лет, но тем не менее лучше такой проблемы избежать.
А учить читать лучше всего по складам, используя кубики Зайцева. О них я писала здесь: https://wunderkind-blog.ru/kubiki-zaytseva-uchimsya-chitat-po-skladam/
Кубики, конечно, дорогие, но можно их сделать самим — я сама делала. Они помогли Олесе начать читать.