Обучение ребенка чтению — это очень важный процесс в развитии ребенка.
Существуют различные методики обучения чтению.
Но ключевые различия между ними такие:
- обучение ребенка чтению по буквам;
- обучение ребенка чтению по слогам;
- обучение ребенка чтению целыми словами;
- обучение ребенка чтению предложениями;
- обучение ребенка чтению целой страницы.
Традиционно, в нашей стране в школах обучают ребенка чтению по буквам.
Но детки сейчас очень развиты. Многие приходят в школу, уже умея читать.
Поскольку методики обучения в школах очень консервативны, часто бывают абсурдные ситуации.
Наша дочка пришла в школу, отлично читая. Кстати, это было требование для лицейского класса.
Тем не менее, полгода детей, умеющих читать, обучали чтению по буквам.
Обучение чтению Златы
Свою старшую дочку Златочку я обучала сама, по-немногу беря из разных методик. Мы изучали и буквы, у нас было много кубиков со слогами, по стенам у нас были развешаны слова. Итог — в 2,5 года Злата читала ЛЮБЫЕ слова из 4-х- букв. На улице иногда возникали неловкие ситуации. Златулька читала все, что видела. А на детской площадке были написаны далеко не детские слова. Злата научилась читать маленькие слова и потеряла интерес к чтению. Я — сторонник того, что детей НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВЛЯТЬ что-то делать против их желания. Конечно, если речь не идет о безопасности ребенка. Злата не хотела сама читать, но очень любила слушать, как я читаю. Мы читали с ней очень много детских книг. В 2,5 года мы прочли «Волшебник изумрудного города», «Малыш и Карлсон» и много-много других интересных книг. Самостоятельный интерес к чтению у Златы появился только в 4,5 года. Тогда Златулька стала сама читать. Теперь уже она читала и сказки, и стихи, и рассказы, и повести. Потом дочурка перешла к энциклопедиям. Сейчас Златулька учится в 4 классе. Она отличница и призер многих олимпиад.
Обучение чтению Олеси
Говорят, что от добра добра не ищут. Но мамочки такой народ, который старается дать своим детям все самое лучшее.
Когда родилась Олесечка, я постоянно покупала журнал «Мама, это я».
В каждом журнале была реклама от компании «Умница»: «Развиваем интеллект с пеленок».
Там красочно расписывалось, что можно обучать ребенка чтению с самого рождения. Авторы методики обещают, что ребенка можно вывести в беглое чтение за 6-8 месяцев.
Когда я увидела на сайте «Умницы», как трехлетние дети легко и с удовольствием читают целые предложения, то решила тоже научить читать Олесечку целыми предложениями.
Компания «Умница» предлагает для обучения чтению два комплекта: «Букварь с пеленок» и «Чтение с пеленок».
Комплекты были отнюдь не дешевые — больше 5 тысяч (а сейчас больше 8 тысяч).
Но для любимого дитяти ничего не жалко. Поэтому в день рождения — на 1 год, Олесечка получила в подарок оба комплекта. Попозже опишу, что они из себя представляют.
Больше всего Олесечке понравились диски «Говорим с пеленок«. Она с замиранием сердца смотрела анимированную итнтерпретацию слов.
Диски сделаны прекрасно. Ребенок получает широкое представление об окружающем мире.
Комплект «Букварь с пеленок» Олесюньке тоже очень понравился.
В его состав входит 30 книжек-листалок с потешками.
Дочурка до сих пор с удовольствием играется с этими книгами и ВСЕ МОЖЕТ ПРОЧИТАТЬ!
Комплект «Чтение с пеленок» Олесюньке не особо понравился.
Но я была под ярким впечатлением от прочитанного и увиденного и старалась увлечь дочурку всеми возможными способами.
Обучение ребенка чтению с пеленок по методу Домана-Маниченко состоит из нескольких этапов.
- Отдельные слова
- Словосочетания.
- Предложения.
Ребенку нужно показывать сначала карточки со словами, затем добавляются карточки со словосочетаниями, через несколько месяцев появляются карточки с предложениями.
Показывать карточки ребенку нужно ежедневно по 3 раза в день. Но для малышей — это малоувлекательное занятие, когда вокруг столько яркого и интересного.
Тем не менее, целый год я развлекала Олесечку, в надежде научить ее бегло читать.
По словам мы бегали, прыгали, искали их и находили в самых неожиданных местах. Привлекали к занятиям папу и старшую сестренку.
Прошел год — все, что требовалось по методике — мы выполнили.
Дочка — очень развита, по сравнению со своими ровесниками. У нее прекрасная память — она знает множество стихов и сказок наизусть. Кроме того, она уже знает внутренее строение человека, увлекается динозаврами. По этим темам мы читаем энциклопедии!
Но бегло читать Олеся пока не научилась. И мы начали с ней обучение чтению с букв и слогов.
В 4 года Олеся начала читать бегло, чтение доставляет ей большое удовольствие.
Дорогие мамочки, папочки, бабушки и дедушки! Занимайтесь со своими детками и Вы сами найдете лучший способ обучение ребенка чтению. Удачи Вам!
Людмила, я смотрю, вы большая любительница оставлять ссылки. Оставлю вам тоже парочку.
Вот здесь я написала о наших традициях, связанных с чтением: Письмо подруге
А здесь о нашем прочтении «Карлсона»: Обед для карлсона
Ссылку на мою методику обучения чтению я уже оставляла под другим постом. 😉
Ольга, я совсем недавно вступила в общество мам-блогеров. Оказалось, что в Интернете очень много интересных блогов. Сразу все прочитать невозможно, поэтому если меня что-то интересует я оставляю ссылки на свои статьи. Для того, чтобы те, кому интересен мой комментарий не теряли времени на поиск нужного. Спасибо Вам за ссылки на Вашем блоге. С удовольствием прочитаю статьи 🙂
Людмила, мы все здесь относительно недавно. Честно скажу, меня расстраивает большое количество ссылок, это похоже на спамерство. Мне жаль, если из-за этой вашей политики придётся прекратить визиты к вам в блог.
Ольга, я оставляю ссылки ТОЛЬКО по теме и далеко не в каждом комментарии. Если это Вас расстраивает я больше не оставлю у Вас ни одной ссылки. Сегодня было много ссылок, потому что мне эта тема интересна. Я хочу ее обсуждать. И я ВСЕГДА БЛАГОДАРЮ ЗА ССЫЛКИ за ссылки и воспринимаю их как диалог, а не спам.
Людмила, я бы предпочла общение без крайностей. По-моему, золотая середина находится где-то между «ни одной» и «слишком много». Надеюсь на продолжение отношений с учётом пожеланий обеих сторон. 🙂
Хорошо! Будем дружить без ссылок 🙂
Не совсем поняла, для чего покупать карточки, на которых, как вы говорите, просто напечатаны слова. Разве не проще купить принтер?
Людмила, мой первый комментарий почему-то не появился. 🙁
Вот и появился комментарий, просто там было 2 ссылки. Что касается вопроса зачем покупать карточки, если проще их распечатать на принтере.
Это риторический вопрос. Можно сделать карточки самому, потеряв какое-то время. А можно купить готовый набор, потеряв деньги и сохранив время.
Младшему купила на день рождения в годик комплекты от «Умницы». Развлекаюсь почти месяц. Я как раз очень долго раздумывала о покупке, т.к. печатала карточки на принтере сама. Мы их мяли, рвали, занимались невпопад. Должна сказать, что с покупкой комплектов от «Умницы» у нас появилась система и дисциплина занятий, которых мне не хватало. Наверное, за это стоит и заплатить. Кстати, картриджи для принтера тоже не дешевое удовольствие.
Я тоже совсем не жалею потраченных денег и времени. Потому что вижу общее развитие своего ребенка. Дочурка разносторонне развита, в т.ч. благодаря «Умнице», особенно DVD «Говорим с пеленок». Книжки с играми – потешками – тоже чудесны.
Просто, то что идет в рекламе: «беглое чтение за 6-8 месяцев» совсем не соответствует действительности. Как можно сказать, что годовалый ребенок вышел в беглое чтение, если он еще разговаривать не умеет.
я научилась читать в 4 года и сама, по удивительной передаче «АБВГДейка», кааак же я её любила, до сих пор помню и Ириску и Клёпу) все буквы за ними повторяла, потом так и читала — не по слогам, а по буквам) причём как родители рассказывали, с огромной скоростью и получалось смешно очень. Потом по слогам научилась. А вот дочку свою когда учила читать, были трудности, занималась с ней, билась, ну никак и не хотел ребёнок читать и не запоминал. А потом, вроде стало легче, только к школе стала читать она нормально. Или от обучения зависит или от способности деток. Хотя вроде у дочери и способности к обучению хорошие — школу с медалью закончила и в университете на повышенной стипендии на отлично учится, а вот с чтением просто беда была у нас)
Наталья, мне тоже очень нравилась «АБВГДейка» — очень добрая и веселая передача. Сейчас по телевизору показывают аналог «Уроки тетушки Совы», но он намного хуже. Там — сова с указкой.
Кстати, моя лучшая подружка научилась читать только в школе, но школу закончила с медалью и институт с красным дипломом 🙂
А мой дочери всего 2,5 года. Учится читать еще рано. Но все равно мы эту статью берем на заметку. Возможно что через годик попробуем.
Людмила! У вас очень интересный и полезный блог. Да и дизайн соответствующий.
Кстати, я ссылки на статьи в комментариях никогда не оставляла. Думала что достаточно того что ссылка на сайт есть и всегда можно зайти и посмотреть то что нужно.
Я думаю, Елена, вы правы. Все равно, осознанный интерес к чтению возникает только годам к 4. А чем старше ребенок, тем легче научить его читать.
По поводу ссылок. Елена, поступайте как считаете нужным. Но, на мой взгляд, если ссылка касается интересной статьи по теме, то это полезно и для сайта с которого ведет ссылка, и для сайта на который ведет ссылка. Ведь если человек читает статью и ему понравился чей то комментарий, возможно, что он перейдет на другой блог. Чтобы облегчить ему поиск и дается ссылка на нужную статью. Ссылка в комментарии по теме — аналог того, как мы делимся своим опытом в личной беседе.
На мой взгляд, нужно делать скидку на то, что методика создавалась изначально для английского языка. а также, если не ошибаюсь, для детей, которые отстают в умственном развитии. В английском языке нет принципа слогового чтения, как в русском. поэтому мне кажется, для русского языка целые слова — это не лучший вариант, потом у ребенка могут быть проблемы с разбивкой слов на слоги и звуко-буквенным анализом. Говорю как профессиональный учитель начальных классов и англ. языка, но это мое личное мнение. В любом случае, если ребенок не протестует, и карточки не «впихиваются» в него насильно — почему бы и нет?
Жанна, Вы очень точно подметили, что нужно учитывать где и для каких целей была создана методика. На мой взгляд, этой методикой трудно увлечь непоседливого ребенка 3 лет и старше. Ребенок — непрерывный исследователь, перед ним открыт удивительный мир. А ему предлагают черные карточки.
Если уж развивать деток по этой методике, то начинать нужно пока они не умеют ползать и ходить. Тогда для них карточки будут также естественны как мыло и зубная щетка.
Хотя может быть я и ошибаюсь. Мы все-таки целый год отзанимались и возможно в будущем это даст свои результаты.
Ведь ребенок 2 года молчит, а потом очень быстро начинает разговаривать. Может быть и Олесечка моя все-таки будет читать словами, а не по буквам.
В любом случае, уважаемые родители экспериментируйте и Вы сами найдете лучшую методику для обучения своего ребенка чтению!
Абсолютно согласна, что эта методика лучше всего подходит для тех, кто пока еще лежит )))
Мы в полтора года попробовали английский с карточками — ну никак сын на них смотреть не хочет. А вот видео-диски куда лучше идут.
Спасибо за рекомендацию диска «Говорим с пеленок» — может, стоит попробовать.
Буду рада, если пригодится наш опыт. Сейчас столько развивающих пособий, что глаза разбегаются, а кошелек стремительно худеет 🙂 Поэтому интересно обмениваться опытом.
Мой сын читает в 6 лет по слогам. И мы готовимся к школе. Не знаю, может я опоздала с чтением, Вы такая продвинутая мама:) Я считала и считаю, что детки должны наиграться до школы, до периода обучения.Согласна что надо пробовать и выбирать для ребенка метод обучения самостоятельно и вовремя. Спасибо.
Танюша, спасибо за комплимент. Просто я очень люблю своих дочек и 18 часов в сутки уделяю им 🙂 А играемся мы ОЧЕНЬ много. Посмотрите мои посты про спектакли: https://wunderkind-blog.ru/nash-trubadur/ или https://wunderkind-blog.ru/malenkiy-dinozavrik/
На мой взгляд, неважно во сколько лет ребенок начнет читать. Главное, чтобы он полюбил читать, тогда процесс пойдет очень быстро.
А я даже не слышала про такую «Умницу». Сын учился читать по Букварику Смешарику, а потом был их же Читарик. Очень грамотная книжка, должна сказать. А азы чтения я давала сама. По дому на многих предметах были расклеены названия, распечатанные на принтере. Мы ходили по квартире и я читала их сыну, проговаривая каждую букву.
Еще хочу сказать Татьяне. Однозначно есть различия в том, как учатся мальчики и девочки. Сын к школе тоже не читал с блеском. Всему свое время, поверьте. Настаивать только не стоит.
А я не слышала про Букварик Смешарик. Нужно будет посмотреть, что это такое. Люблю новинки. Большое спасибо, Катя!
Ничего себе тут дебаты, живая тема!!!У меня вообще никакой методики и техники не было. для меня было золотым правилом — играть с дочей, а во время игры обучать. Как Лера научилась читать я писала тут http://www.sitnichonok.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat-lichnyj-opyt
Сейчас уже чтение привычное дело, у нас появилось более интересное занятие — мы начали читать на английском несколько дней назад!!! Спасибо Olga 0207, она в подарок прислала нам три книжки на английском языке — сегодня мы прочитали одну.
было бы интересно почитать опыт мамочек, которые научили до школы читать ребенка на английском языке 🙂
Давненько к нам не заглядывла, Катюша, поэтому и пропустила дебаты 😉
Спасибо за ссылочку. С удовольствием почитаю про твою умничку!
Людмила, по поводу того, что ребенок зачитает через 6-8 месяцев — это вполне реально. На форуме Умницы есть такие детки. Есть девочка, которая в 1,3 года зачитала, есть и много других малышей. которые начинали читать в разные периоды. это зависит и от ребенка и от интенсивности занятий.
Машенька (Потапова), очень рада, что пособие вас со Степой простимулировало в занятиях! Надеюсь ты нам скоро про это расскажешь 🙂
Маша! Практически все отзывы, представленные на форуме показывают, что ребенок читает ПО ПОСОБИЯМ, которые ему ЗНАКОМЫ. Олеся также ЧИТАЕТ эти ПОСОБИЯ. Вы уже два года с дочкой занимаетесь и разве можете похвастаться, что читаете любой текст?
Я сразу сказала. что похвастаться чтением вслух не могу. но она покажет любой незнакомый текст пальчиком практически безошибочно. Дети на форуме читают и не по пособиям. Я могу дать очень много ссылок на дневники, в которых дети читают все! И это не специальные слова или предложения. а обычные книги с мелким шрифтом, энциклопедии. сказки и т.д. некоторые только находятся в состоянии выхода в свободное чтение, но и они читают не только пособия, по которым учились.
Маша, что значит покажет незнакомый текст пальчиком? По тестам ты писала, что часто бывают ошибки.
В принципе я ничего не имею против этой методики. Я против рекламы «Умницы», которая утверждает, что через 6-9 месяцев ребенок выйдет в беглое чтение. Через такой маленький период в беглое чтение выйдут только единицы!
А методика Домана мне очень симпатична и я думаю, что наши занятия по этой методике еще дадут о себе знать! Это как с речью: ребенок 2 года молчит, а потом начинает сразу обо всем разговаривать!
я писала про тесты, когда ей было около годика, но сейчас ей почти три. И в конце статьи я писала, что она показывает практически любые слова, если ее попросить.
Маша, очень за вас рада! Дашунька развивается стремительныи темпами. Ты дала ей очень хороший старт! Приятно общаться с мамами, которые так любят своих деток 🙂
Я ребенку повесила азбуку на стену в три года. но букварь он попросил на свой шестой день рождения. он сам захотел научиться читать. Сейчас ему почти 8, ходит в первый класс, читает хорошо, но я все равно ему читаю перед сном.
Моей старшей дочке — 11 лет, а она с удовольствием слушает, как я читаю перед сном младшенькой :)Детки, даже если уже умеют читать, обожают слушать мамин голос. И так приятно, уютно обнявшись, почитать вместе интересную книжку.
А я никакую методику специальную не использую. Со старшей мы начали учить буквы очень поздно, в 4,5 года. Сейчас она читает по слогам. И чем чаще она это делает, тем лучше у неё получается.
С младшей, наоборот, учили буквы рано. Правда в одно время мы это забросили. Сейчас она не всегда называет буквы правильно, но зато может складывать их в слоги, хотя ей это даётся труднее, чем читать слова из4-5-6 букв. Если бы я сейчас с ней занялась этим серьёзнее, она бы уже старшую перегнала. Но Ляйсан пойдет в школу первая, приходится делать приоритеты. Хотя даже я от бабушки иногда слышу такое высказывание:»Давно бы уже научила Луизу читать!»
Говорят, что младшие дети всегда развиваются быстрее старших. Потому что старших детей учат взрослые. А младшие все повторяют за сестренками и братишками. Альфия, а Вы не пробовали учить деток одновременно?
я свою младшую учила буквам,играя в лото,у неё было такое с буквами и картинками .Называла букву,показывала ей и просила положить фишку ,и обязательно ,чтобы она сама озвучила букву сама.Таким образом мы быстро выучили все буквы.Как-то быстро она потом освоила слоги.И в 3 года уже читала сама книжки.А в 5 лет читала деду в газете новости.
Умничка какая!
Людмила, пробовала. Например, по букварю. Надо читать сначала с одной, потом с другой. Пока мы читали со старшей, младшая вроде слушала, а потом отказывается читать. У нас дома обычно складывается такая ситуация: либо они делают что-то вместе, либо они начинают мне крутить мозги. Может это не очень красивое выражение, но, по-моему, точно передает положение обстоятельств 🙂
Хочу испытать другой способ обучения чтению с младшей. Если всё удачно сложится, расскажу!
Ой, как знакомы трудность и прелесть общения двух деток 🙂 У нас правда разница побольше — 8 лет. Мы все-таки нашли способ играться, обучая Олесю (Злата уже больше меня многое знает). Втроем мы играем в настольные игры, в том числе собираем пазлы с буквами: «Кто быстрее соберет»
Буду следить за вашими успехами — обожаю заходить на ваш блог!
Мы занимаемся по методикам «Умницы» 2 года. Согласна, у них слишком много рекламы, но это PR-политика такая.
В основном все комплекты (чтение, букварь, математика) рассчитаны на деток до 3 лет, поэтому и идёт речь об обучении с рождения. Чем младше ребёнок тем проще с ним заниматься, а читает ли малыш, с которым занимались с рождения в 1 — 1,5 года можно будет сказать только когда он сможет озвучить прочитанное. Но для того, чтобы навык сохранился его необходимо постоянно поддерживать читая самодельные слова и пособия. Очень многие дети, в том числе и моя дочь не любят проверок и читают только тогда, когда сами захотят. А слушать мамино чтение в слух любят все и малыши, и школьники, и те кто умеют читать, и кто не умеет.
Все правильно! Все верно 🙂
Вы такая молодец! Вот читаю и восхищаюсь Вашими играми, обучением, откуда только столько материала успеваете придумать и освоить, круто!
Спасибо, Татьяна! Опыт — сын ошибок трудных 🙂 Я же уже дважды мама!
Людмила, вы прекрасная мама. Вам уже нужно книги писать про методы обучения детей. Думаю пользовались бы огромным спросом.
Спасибо, Галина! Обучение чтению — это для нас уже пройденный этап. Сейчас мы всей семьей учимся играть в шахматы 😉
С большим интересом прочитала статью о Вашем опыте обучения чтению сразу обеих дочек.
Поняла, что каждый ребёнок индивидуален, и что подошло одному, может не подойти другому.
Только сразу ли можно разобраться в этом?
Серия «Хрестоматии для детского сада» Очень нужная, и главное познавательная вещь. По цене в полне нормально.
[…] Со Златулькой я занималась сама и она начала читать намного быстрее, чем Олеся (ей еще не было даже 3-х лет), хотя осмысленно чтением Злата увлеклась лет с пяти. Посмотрим, как будет с Олесечкой. […]