Унас в гостях семья Галина Алексеева — мама сына Максима (10 лет) и дочурочки — Катюши (5 лет). Семья Алексеевых хорошо знакома читателям блога «Развивашка» по изумительным поделкам и рисункам. Но сегодня нет поделок, зато есть интересный опыт Галины об обучении деток чтению и письму.
Статья «Обучение чтению и письму» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе». Все подробности об условиях участия в конкурсе читайте в этой статье, а о призах — здесь.
Обучение чтению и письму — опыт мамы Галины Алексеевой
Обучение чтению сына Максима
С Максимом мы учили буквы с 3-х до 4-х лет, но учиться ему как тогда не нравилось, так и до сих пор не хочет учиться, хотя память у него прекрасная, и там, где ему интересно он все запоминает.
Так вот, до 4-х лет оставался месяц, я ему сказала, что в 4 года ребенок обязательно должен знать буквы, тогда и подарок на день рождения будет, так он за 2 недели все буквы выучил.
А читать мы учились серьезно, я настаивала, заставляла в 5 лет перед школой. Учились по нескольким букварям, потом попался по Жуковой — он мне наиболее понравился.
С трудом читали страницу, он весь крутился и не хотел сидеть на месте, баловался. К школе (пошли в 6,5 лет) читал по слогам, но и сейчас читать не хочет, у него другие интересы, он балованный, юморной, спорт ему нравится.
Я долго старалась найти подход, чтоб он учился: уроки делали вместе. Сидела с ним буквально с обеда до 12 ночи, а он крутился, ручку ронял — поднимал и т.д.
В прошлом году уже не сидела над ним, просто проверяла. Переживала сильно, что он учиться не хочет. Но он рисует красиво, лепит. Пропорции выдерживает. Занимался и плаванием — хорошо плавает и на карате в прошлом году ходил .
Помучившись с сыном, я поняла, что заставить учиться невозможно и с дочкой обучение я провожу по-другому — я на Катюшу никогда «не давлю».
Обучение чтению дочки Катюши
С раннего детства я много читала Катюше. Она слушать могла часами, в отличие от брата, которому читала книгу, а он вертелся, кувыркался, потом смешные истории мне начинал рассказывать, хотя при этом и смысл текста запоминал (память у него лучше, чем у Кати, но Катя усидчивее.)
С Катей мы записались в детскую библиотеку и дочка там сама выбирала, какие книги брать.
Сначала у нас была азбука со стишками на каждую букву. Я показывала букву, Катя называла предметы на эту букву и мы читали стишок. Так же у нас были магнитные буквы, я показывала букву, и говорила Кате найти все такие буквы и называть её. Катя с удовольствием искала буквы — это было игрой.
Потом, когда мы ехали в маршрутке, мы садились возле рекламной вывески, или там, где написано маршрут автобуса. Бывало Катя у меня спрашивала: «А это какая буква?» Я ей отвечала, а потом просила найти все такие буквы (например, все буквы А или Б и т.д.). Ей тоже это очень нравилось.
Параллельно мы учили слоги по азбуке Жуковой. Гласная — согласная она схватила сразу, а вот согласная- гласная учимся еще до сих пор. Но дело начинает продвигаться.
И раньше я Катюше читала, а там где в совсем детских книжках очень крупный текст, мы водили с ней пальчиком под читаемым словом. А теперь, если сказка не большая, мы читаем вместе, я слова, она — слоги. Начинает у неё уже получаться читать слова из 4 -5 букв, но не все и не всегда. Но главное есть желание.
Занимаемся мы с Катей только, когда у нее есть желание, но иногда, я начинаю настаивать, что прочитай — и пойдем гулять. Или сначала читаем, пишем, а потом мультики. Она тогда быстренько садится и выполняет задания.
Обучение чтению через письмо
Читает Катя слоги если идет гласная — согласная уже давно, а когда согласная — гласная только недавно начала. А слово — она теряется, начинает придумывать. Но я на неё не давлю, чтоб желание не отбить.
В слоге Катя ловит согласные, и когда она пишет, согласную ловит, а гласную произносит, но не не отделяет. Допустим, слово молоко она пишет млк, или слово ручка — рчк.
Мы решили петь слог, первую согласную написать, а гласная, которая стоит сразу после согласной, петь.
И я заметила, что писать слова ей нравится больше. И я решила, если она разберется, как написать слово — значит и прочитать сможет.
Она любит писать рецепты, придумать, что она хочет кушать, и писать список, из чего приготовить. Я её всегда поощряю в этом. Мы садимся и пишем список — в смысле пишет Катя, а я помогаю ей разобраться в построении слова.
Катя пишет слова или на бумаге, или из пластиковых букв. А еще я прошу её писать слоги под диктовку. К согласной прибавляем все гласные: ДА_ , ДИ, ДУ_ и т.д. МА_, МУ- МЫ….
Мы писали слово книга, «кн» Катя написала, а потом никак не могла понять какая следующая буква, даже когда пели.
Тогда я к слогу начала подставлять гласные А, У, Ы, Я, Ю и просила прочитать: кна- правильно?-нет, кну?- нет, и так пока не дошли до КНИ- тут Катя сказала да. Вот так мы и писать и читать учимся одновременно.
Спасибо Галина, что поделились своим опытом.У меня старший сын перед школой изучил буквы по букварю,а дочь раньше -при помощи игровой приставки к телевизору.Уроки они выполняли почти всегда самостоятельно.Через несколько лет, с младшим сыном предстоит обучение алфавиту.Хотя, может и раньше.Ему скоро два года,но он уже проявляет интерес к буквам.
Удачи вам в конкурсе!
У нас Злата со 2-го класса сама делает домашние задания и учится отлично. Мне так забавно на собраниях всегда слышать, что вот сразу видно детей, которые выполняют домашние задания с родителями. Этих родителей ставят в пример — молодцы 🙂
Людмила, что у вас дочки такие умницы- это большая ваша заслуга. Вы столько много даете девочкам, занимаетесь с ними, новые методики пробуете. Но и талант у девченок есть. Пусть у них в жизне и учебе все всегда получается.
Спасибо, Галина! И Вашим деткам всего самого доброго в жизни!
Оксана, если сын проявляет интерес к буквам- это как раз тот момент, когда нужно в процессе игры начинать знакомиться с буквами, и так потихоньку и выучит играя.
Мы с Лешей тоже учились читать по букварю Жуковой. Мне этот букварь очень нравится! С Арсюшей тоже его будем осваивать, а пока путешествуем по Буквограду и гостим у букв. 🙂
А мы со Златой учились читать по букварю Жуковой, а вот Олесе он совсем не понравился. Ей пришлись по душе — кубики Зайцева.
Мила, а что у вас за Буквоград? Расскажите.
Галина, Буквоград — это мое авторское пособие по изучению букв. С разрешения Людмилы, я вставила ссылку на него под свое имя 🙂
Мила, на твой чудесный Буквоград, я дам еще одну ссылку здесь: http://tsvetyzhizni.ru/tematicheskie-zanyatiya/moya-gordost-bukvograd-i-ego-skazochnye-zhiteli.html
Мила, очень интересная идея Буквограда, вы такая молодец!!!
Так интересно было почитать ваш опыт. Мои дочки очень рано научились читать. И я им много читала, и магнитная азбука нам тогда помогала и помню бабушкин букварь до сих пор… Тогда не было ведь таких красивых обучающих книг. Все просто. Но вот магнитная азбука нам так помогла. Очень быстро стали читать и писать тут же. Потихоньку, но быстро, на мой взгляд…
Катя еще месяц назад с трудом слово читала, а сейчас уже маленькие рассказики читает в детских книжках, там, где слова не длинные. И на улице пытается все что её заинтересует прочитать. Так что метод работает, ура!
Галина, как здорово! Теперь самое главное — каждый день понемножку читать, чтобы чтение нравилось Катюше все больше и больше.
Ирина, у нас магнитная азбука от Макса-старшего досталась Кате, Катя когда начала понимать, что мелкие детали в рот класть нельзя, я ей давала играть буквами под моим присмотром, говорила, как буква называется. Я уже не помню, но наверное с 2-х лет, она брала букву в руки, я называла эту букву. Потом, когда Катя стала старше, она просила меня написать слово, я ей писала слово. А еще у нас была доска, на котором можно писать мелом, я показывала Кате магнитную букву, а она мелом на доске старалась написать такую же.
У меня сын, 4 года ему скоро, сам проявляет интерес к алфавиту. На доске магнитными буквами сам научился собирать слово «тачки». Буквы тоже многие уже знает, мы с женой его учим помаленьку. Хорошая штука — магнитные буквы и цифры.
Денис, вы молодец, что занимаетесь с сыном, редко встречаются папы, которые занимаются с маленькими сынами и дочками. Магнитные буквы и цифры, действительно очень нравятся деткам, и благодаря ним ребята быстрее учатся читать. У меня Катя уже читает, хотя иногда просит напомнить ей букву, которые редко встречаются- ч, ц, ю, н путала с т. НО в процессе чтения все потихоньку запоминается и становится на свои места.
Интересный подход, мы ещё маленькие нам три, но думаю, пора задумываться., время быстро летить..сама в 6 уже читала хорошо., надеюсь, что и у сына будет интерес к чтению… Периодически спрашивает это какая буква. а это какая.., многие знает уже..есть ещё алфавит электронный со слогами, говорят тоже помогает.., вот думаю, может приобрести..
У нас был электронный алфавит, я думала Катя будет учить буквы, пока я чем то занята. Но ей больше нравится заниматься со мной. А алфавит я даже не скажу пригодился бы или нет, потому что через несколько месяцев после его покупки нам пришлось уехать, а алфавит лежит дома. Но что без него можно обойтись- это точно, хотя и не помешает, если средства позволяют.
Галина, у нас Олеся тоже любит, чтобы я с ней занималась 🙂 Электронных плакатов у нас было несколько — животные со звуками, алфавит и таблица умножения. Мне кажется, что это все больше — забава — только с помощью алфавита ребенок буквы не запомнит, нужно еще книги и игры подключать.
Катя поначалу очень заинтересовалась плакатами, а потом хотела, чтоб мы вместе занимались. На плакатах ей больше нравилось слушать сказки и стихи. Плакаты ей дарили в феврале. А 19 июня мы уехали, все осталось у нас дома, так и лежит. Так что я не могу сказать на сколько они были бы эффективны. Но занятия они конечно не заменят.
А из плакатов у нас был алфавит и география с материками, животные было показано на каких материках живут и какие звуки издают, и маленький рассказ о каждом животном- вот этот плакат мне нравился.
И у нас похожий плакат про животных был. Только он через неделю сломался и нам заменит его не смогли, вернули деньги. Очень интересный был плакат — Олеся так похоже звуки животных повторяла.
В восторге от такого откровенно изложенного опыте. Поражаюсь, как мама сидела с обеда до ночи с сыном и уроками. Примеряя на себя… я бы не сидела. Мотивировала б делать самому, наверное.
Мы за лето хотели выучить буквы, некоторые выучили, но скоро зима и мы недоучили… Складывать в слога вообще никак не получается. Но будем работать и, думаю, успех нам обеспечен:-)
Мотивировать, Надежда не получалось. Он вроде и хотел, но такой крученный был, что не мог усидеть нам месте. Мотивировать, Надежда не получалось. А когда говорила, что не пойдет на любимую секцию, или гулять, пока уроки не сделает плакал, пытался сделать- но ничего в итоге не получалось.Обещала что то купить, если хорошо учиться будет, сразу начинал мечтать, но когда не получалось, то расстраивался и ни к какому результату не приходили. Так что я до сих пор не нашла чем его мотивировать. Сейчас его заинтересовали бы деньги, он уже взрослее, и если ему давать какую то сумму- то он старался бы. Но я не уверена, что правильно платить за то что делает уроки. Пытаюсь объяснить, что это ему нужно. Вчера за него друг все написал, а он даже не поинтересовался как друг делал. Я то сразу заметила, что не сам делал, начала расспрашивать, как решал, а он не представляет даже.
Зато я уходила на работу, телевизор запретила, Катя села за букварь, пыталась стишки читать- так порадовала меня доченька с утра.
Галина, я — категорический противник оплаты детьми уроков и оценок. Это — временная мера, ребенок должен понять, что учеба в его интересах.
У меня есть много знакомых семей, в которых детей поощряют-наказывают рублем — эффект кратковременный.
Мне кажется, что пока ребенок маленький — его можно заинтересовать учебой, потом сложнее. Если только одумается в старших классах — перед поступлением в институт.
Я тоже, Людмила против оплаты за учебу, поэтому стараюсь говорить, объяснять ему, что учится необходимо, особенно в наше время.
Галина, мальчишки — это, конечно, совершенно особый мир — сужу по своим двум братьям и мужу. Им легко все дается, но на оценках они не зацикливаются.
Галина, спасибо большое, что поделились с нами своим опытом обучения деток чтению.
Интересно было почитать про обучение Максима — мальчики для меня — темный лес 🙂
Галина, я тоже со второй дочкой кардинально поменяла подход к обучению. Злата у нас в 2,5 года уже могла читать слова из 4-х и 6-ти букв. Но самостоятельно читать книги она стала с 5-ти лет, поэтому с Олесей я не спешила — пробовала разные методики (обучение чтению целыми предложениями, словами, складами). Олеся начала читать у нас с 4-х лет.
Галина, Олеся у нас тоже пропускает некоторые гласные в словах после шипящих. Так забавно читать 🙂
Мне очень понравился Ваш опыт обучения чтению через письмо и пропевание слогов. Успехов Катюше в учебе!
Да, вот наш опыт по обучению дочек чтению: https://wunderkind-blog.ru/obuchenie-rebenka-chteniyu-lichnyiy-opyit-mamyi/
Хороший метод — петь, пропевать. У нас небольшие проблемы с речью, занимаемся с логопедом.
А учимся читать как раз по этому букварю Жуковой. Он — лучший из всех, что мне попадались!
Этот букварь действительно самый лучший на мой взгляд, я по нему 2х детей читать научила, хотя до него испробовала много других методик, но этот букварь лучший. И он очень нам помог в обучении.
Галина, в последнее время Олеся все свои рисунки подписывает. И я обратила внимание, что она пропускает гласные после букв «Д», «Ж»:
— двица (девица),
— ж(ла) (жила)
И это несмотря на то, что мы учили звуки — я старалась говорить «Ж», а не «жэ», «Д», а не «Дэ».
Я пока не исправляю ошибки, чтобы не отбить охоту Олеси писать, но мы много читаем, надеюсь, что зрительная память у дочки сработает.
Олеся обязательно будет писать правильно, с такой замечательной мамой по другому быть не может, вы столько занимаетесь с дочками, а от родителей очень многое зависит, хотя и талант играет роль. Вот я рисовать и лепить не могу, пропорции совсем не ухватываю, а сын замечательно лепит и рисует, как и папа, хотя папа практически ему не показывал- он сам. А Катя наблюдательная и тоже хорошо лепит, а у меня с наблюдательностью совсем туго, я день с человеком проведу, а потом не отвечу во что он был одет.
Спасибо, Галина, за добрые слова!
Вот Вы меня удивили, что рисовать и лепить не умеете — я таких красивых поделок, как Вы с Катюшей делаете, видела очень мало.
Кстати, я тоже не могу рассказать во что был одет человек, потому что для меня важнее внутренний мир человека, чем его оболочка 🙂
Да, я рисую и леплю на детском уровне. Мы с Катей садимся, постепенно придумываем, что будем делать, а потом еще детали придумываем. Я не одного животного нарисовать не смогу. А когда лепим, как то чудом иногда получаются красивые зверюшки из теста- плоские, а вот из пластилина я вообще лепить не умею.
Галина, это большое искусство — рисовать и лепить, как ребенок. Эд Эмберли как раз прославился своими книгами, в которых рисовал как ребенок 🙂
Галина, вот и у меня дочка как Максим слушает, бегает, прыгает, но как мне кажется за содержанием следит. И тут же реагирует если я замолкаю.
Катюша вас молодец, писать под диктовку это хорошая идея. Скажите а сколько Кате лет?
Настя, Кате в феврале будет 6 лет. Макс тоже за содержанием следил. Но очень тяжело было с ним заниматься, казалось он «где то далеко» и совсем меня не слышит. Настя, а сколько вашей доченьке? Раз она реагирует когда вы замолкаете, значит она слушает и ей это интересно- это самое главное, что бы ребенку интересно было. Тогда все получится.
Галина, Кате 4 года, и при всем при этом она любит книжки и когда ей читают.
Моя Катя с самой маленькой любила слушать книги, слушала внимательно, спрашивала, что ей не понятно. И очень бережно относилась к книгам, если нечаянно надорвет листок очень расстраивалась. Зато когда ей было год- два-брат Макс от неё страдал, любила нарисовать каляку-маляку у него в дневнике или в тетрадях.
Спасибо! Очень интересная статья! У меня племянник как раз в этом году идет в школу.
Ответственный период! Радостной ему учебы!
У меня дочке три года. Некоторое время назад ей попалась в руки книга: буквать Жуковой. И вот с тех пор она постоянно просит поназывать ей буквы, уже даже некоторые слова по слогам читает. Заметьте, я ее не заставляю, даже считаю, что ей еще рано. С сыном другая ситуация, он сейчас во втором классе, не хотел учить буквы и все тут. Так что, я думаю, многое от детей зависит.
Я тоже никогда не заставляла дочек читать 🙂 Старшая читает с 2,5 лет, а младшая — с 4-х.
Насколько мне известно, девочки быстрее и охотнее учатся читать, чем мальчики.