Обучению чтению дошкольников возможно различными методами. Сегодня мы с Вами рассмотрим метод Домана, адаптированный для россиян. Это метод Домана — Маниченко: букварь с пеленок.
Методика Глена Домана в последние годы завоевывает себе все большую популярность во всем мире.
А разработана она была практически случайно. Глен Доман — американский врач — работал с умственно отсталыми детьми.
Перед Доманом и его помощниками стояла задача научить детей читать.
И он прекрасно справился с этой задачей.
Детям показывали карточки со словами. Слова были написаны красным цветом, очень крупными буквами.
При показе карточки, слово громко произносили вслух. Карточки показывали в течение 5-10 секунуд.
Такие занятия повторяли ежедневно десятки раз.
И случилось чудо — дети с травмами мозга научились читать.
Больше того, дети стали чувствовать себя лучше физически.
Позднее, Глен Доман опробовал свою методику на здоровых детях.
Результат также был прекрасный.
Закон раннего старта
Глен Доман сформулировал закон раннего старта.
Чем раньше Вы начнете обучение своего ребенка, тем лучших результатов Вы достигнете.
В один год научить читать ребенка легче, чем в два года. В два года легче, чем в три и т.д.
Этот закон имеет логичное объяснение.
Во-первых, в момент рождения все дети имеют высокий потенциал гениальности.
Во-вторых, чем младше ребенок, тем он послушнее.
Маленькие дети смотрят на все, что им показывают и слушают все, что им рассказывают.
Чем старше ребенок, тем больше у него своих интересов, которые он мастерски отстаивает.
Методика Домана — Маниченко: «Букварь с пеленок»
Российский педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для обучения чтению дошкольников в России.
Основные отличия новой методики от классической:
- Обучение ребенка возможно только в игре.
- Ребенок должен принимать активное участие в обучение.
- Система обучения чтению дошкольников должна быть комплексной.
Андрей Маниченко предлагает для обучения чтению дошкольников: «Букварь с пеленок» и «Чтение с пеленок».
Набор «Чтение с пеленок» составлен в соответствии с классической методикой Домана, адаптированной для изучения русского языка.
А вот «Букварь с пеленок» значительно отличается от классической методики.
В комплект «Букварь с пеленок» входят:
- 30 книг-листалок
- три дневника занятий для разных этапов обучения
- 480 карточек со словами
- 82 карточки с буквами
- методичка
К тому же к набору прилагается подарок DVD «Говорим с пеленок».
Комплект «Букварь с пеленок» можно использовать для детей с 3 месяцев до 3 лет.
Все малыши обожают, когда с ними играют в «Козу рогатую», в «Ладушки», в «Сороку-ворону».
Поэтому для обучения чтению малышей в набор «Букварь с пеленок» вошел комплект книг -листалок с различными народными забавами-пестушками.
Каждая книга-листалка — это игра, связанная с каким-либо действием.
Здесь имеются считалки, мирилки, умывалки, прыгалки, шагалки.
В книге-листалке обложка цветная, а внутри картинок нет, только слова, написанные крупным шрифтом.
- В конце каждой книги написана подробная инструкция как играть с ребенком.
Организация занятия для обучения чтению дошкольников
- Занятия по методике Домана-Маниченко «Букварь с пеленок» предполагают три части:
- Чтение книги — листалки.
- Игра, в соответствии с книгой — листалкой.
- Работа с карточками.
- Обучение проводится в три этапа.
Три этапа обучения чтению дошкольников по «Букварю с пеленок»
На 1 этапе с каждой книжкой необходимо заниматься 9 раз: три дня по три занятия.
На 2 этапе достаточно заниматься с листалками 6 раз: три дня по два занятия.
На 3 этапе нужно заниматься с книгами всего 3 раза: три дня по одному занятию.
Для того, чтобы дисциплинировать проведение занятий в комплект входят специальные дневники занятий.
В дневниках ежедневно отмечаются пройденные книги, оценивается степень интереса ребенка к занятию.
Периодически проводятся тесты на усвоение ребенком материала.
Тесты необходимо проводить для того, чтобы корректировать количество читаемых книг.
Основные правила проведения занятий по обучению чтению дошкольников
- Занятия нужно проводить регулярно!
- Занимайтесь только тогда, когда и у ребенка и у Вас хорошее настроение!
- Проводите занятия весело!
- Необходимо закончить занятие до того, как ребенок потеряет к нему интерес!
- После занятия обязательно хвалите ребенка!
Здесь Вы можете посмотреть как читает двухлетняя девочка «Букварь с пеленок».
Терпения Вам в обучение чтению дошкольников!
Пособие хорошее, но к сожалению не все детки любят когда совершают манипуляции их руками (та же сорока). На форуме «Умницы» мамы сделали продолжение букваря в формате А5, мы очень любим эти книжечки: https://sites.google.com/site/storagebaby/files
А я еще ни разу не встречала деток, которым не нравятся манипуляция с ручками. Все детки, с которыми я игралась — весело смеялись. Юля, большое спасибо за ссылочку. Я все собиралась сделать продолжение букваря, да времени не хватало. Еще раз СПАСИБО!
Добрый день, Вы их на цветном принтере распечатывали?
Мария, если у Вас маленький ребенок, то нужно распечатывать на цветном принтере, но если нет возможности распечатать на цветном, то можно и на черно-белом. И в «Букваре с пеленок» и в «Чтении с пеленок» используются карточки с черным шрифтом.
Статья полезная!
Я умею читать,сколько себя помню — мама говорит:с трёх лет.Научил меня дедушка,который умер,когда мне было пять.Знать бы,какой методикой он пользовался!
Моя дочь все буквы знает,а в слова их не складывает,хоть тресни!
Светалана, всему свое время. У меня старшая дочка в 2 года 4 месяца научилась читать. Но до 4,5 лет не хотела читать, а меня просила. Главное, не заставлять ребенка. А показать, что чтение — это целый мир.
Люда, моя дочка не любит, когда с ее ручками играют. Показать и она повторит — это возможно, но когда ей сороку веришь, ни в какую. Прячет ручки.
Методика интересная. У меня вопрос только в том, зачем такая скорость в обучении чтению? Мне кажется, что наибольший эффект и смысл для ребенка в том, что процесс получения знаний максимально интегрирован в их жизнь. Специальные планы занятий мне кажется не нужны.
Катюш, а сколько сейчас твоей дочке? Насильно, конечно, не стоит играть. Но, постепенно пальчиковые игры вводить полезно, так как они способствуют развитию мелкой моторики.
Относительно спешки в развитии детей. Сейчас мамы с детками, как правило, бывают дома до 3 лет. Поэтому есть возможность начать раннее развитие малыша, ненавязчиво — в игре. Чем раньше побежишь, тем быстрее достигнешь финиша 😉
Лучше всего когда занятия — игры происходят экспромтом. Сколько бы родители не планировали, ребёнок всё равно будет делать так как ему интересно и результат и сам процесс не опишешь ни в одном плане.
Планы в развитии детей, с моей точки зрения, не нужны. Они лишь подрывают и без того хрупкую нервную систему мамы: Запланировали — что-то не получилось — мама расстроилась (в крайних случаях понижается самооценка себя как мамы). Получилось — замечательно, не получилось — ну и ладно. Главное, чтобы и Вы и малышка получали удовольствие от процесса, а не выполняли план.
И все-таки, самый лучший экспромт — это тот экспромт, который подготовлен заранее ;
А расстраиваться маме нельзя ни в коем случае. Ведь от мамы зависит настроение всех членов семьи. Нужно только понять хороший принцип жизни: «Все, что Бог ни делает, все к лучшему». Не успели карточки посмотреть, зато сделали что-то другое, более важное в данный момент.
Согласна, что экспромпт лучше четкого плана. Но Люда права, что маме расстраиваться тут нечего. Просто так детям интереснее, когда занятие не по плану. Особенно это актуально для мальчиков. Они не любят четкий порядок. Им ближе тот самый экспромт.
Спасибо, Катя за поддержку и за сообщение о мальчиках. Ничего о них не знаю. Всю жизнь общаюсь только с девочками 🙂
Дочке 1,2 годика. С сыном мы в это время уже ого-го сколько всего делали. И пальчиковые игры тоде шли на ура. А вот Алиса ни в какую. Танцы и музыку очень любит, рисовать любит, лепить любит, но при этом тесто в рот сует. И опять же с сыном я кучу всего делала с самого раннего детства. А дочка просто не хочет ничем заниматься.
Все дети разные, даже если у них общие родители.
Кать, у нас Олеся тоже не любила сороку-белобоку. Как потом выяснилось из-за того, что ей было жалко маленького сорочонка, которому не досталась каши. Но зато у нас до сих пор обожает игры типа: «Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем, щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел». Здесь никто никого не обижает, все веселые и радостные. Пробуй, что-нибудь дочке обязательно понравится.
Я обязательно пробую 🙂 Коза-рогатая Але очень нравится. Но тут от ее рук ничего не требуется. Еще ей нравится, когда ее пальчиками по разным линиям и лабиринтам водишь. Вполне себе альтернатива пальчиковым играм. Буду пробовать по мере ее взросления. У каждого ребенка свои особенности 🙂 И их обязательно нужно учитывать в выборе занятий с ребенком. Что я и делаю — подстраиваюсь под дочку 🙂 Пока будем фасоль и камушки перебирать. Это одно из любимейших занятий.
Безусловно, нужно идти за ребенком,ненавязчиво показывая другие возможные пути ;). А фасоль и камушки — отличное занятие. Мы так зайчиков из бутылок кормили.
У нас тоже есть такие комплекты. Букварь прошли, но я видимо мама-лентяйка, не пошел у нас ни тот ни другой комплект. Хотя, допустим, серия «книжная разминка» шла и идёт на ура. Да и открытки «мир на ладошке» тоже нравятся.
А вот диск, который идёт в подарок мне не понравился, в том плане, что сами картинки не очень качественные, размытые, не четкие. Мы его смотрели, Илюше что-то нравилось, что-то отказывался наотрез смотреть и слушать. А ещё у них есть серия Интеллектуал с пелёнок. Тоже один раз купила, информация это хорошо, но зрительно воспринимать размытую картинку сложновато.
Кстати, у меня Илья тоже не любит пальчиковые игры. Сколько раз пробовала и тоже ни в какую. А вот игру из книжек-листалок про капусту очень любит и про медведей тоже)))
Очень интересная и познавательная статья. Мы по Доману учились тоже, но больше в электронном формате, потому что на такое количество карточек нужны и финансы, и место для их размещения. Но, наверное, я все-таки иногда не организованная мама, не успеваю делать все постоянно и систематически — и то хочется, и это..
Татьяна, и как успехи? Сколько времени вы занимались? С первым или вторым малышом?
А в «Букваре», самое интересное, чего нет в Домане, — это потешки. Ребенку они очень нравятся и полезны.
Да как…Особо и похвастаться не чем)) Смотрели слайды больше для общего развития, с сыном занималась, а дочка не хотела смотреть))А потешки и пальчиковые игры мы просто так разучиваем.
На мой взгляд, с рождения и идет как раз общее развитие, чтение будет позже.
Людмила, как ты думаешь стоит ли приобретать этот букварь для крохи «не с пеленок», а в возрасте 2 лет? Или все же на этом этапе что-нибудь другое присмотреть?
Мила в 2 года такой букварь уже поздно брать — зачем Арсению потешки?
Спасибо, Людмила. С рождения я как-то не рассматривала это пособие, частично из-за финансов, а вот сейчас хочется чего-нибудь яркого и интересного для него. Вот теперь в поисках.
Мила, присмотрись к кубикам Зайцева или к кубикам Чаплыгина. По ним гораздо быстрее и интереснее научишь сыночка читать.
Спасибо, я читаю разные комментарии по поводу обучения чтению,по какой-то определенной методике. Вот сейчас в раздумьях…. Вы кубики Зайцева осваивали?
Татьяна, мы начали с Домана — я хотела научить дочку читать целыми предложениями, как обещалось в рекламе. Через год занятий, мы его бросили — нудно было заниматься. И читать Олеся научилась по кубикам Зайцева.