Подготовка руки к письму — это одна из задач, стоящих перед родителями будущих первоклашек. Совсем не обязательно сразу учить ребенка писать прописные буквы. Напротив, так можно «отбить» интерес даже у самых послушных деток. Пока ребенок маленький, с ним нужно больше рисовать. Сегодня у нас в гостях — педагог-психолог — Анна Кулик с интересной методикой «Каплетерапия«.
Здравствуйте. Я работаю в детском саду № 9 станицы Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края. За 5 лет работы мне удалось освоить много интересных и полезных методик. Желая помочь максимальному количеству детей, решила заняться частной психологической практикой. И сегодня я бы хотела представить такой оригинальный и действенный способ подготовки руки к письму как каплетерапия в рамках номинации «Мама, научи меня писать».
Однажды, листая журнал «Школьный психолог», я натолкнулась на статью А. Фазлетдиновой, рассказывающей о том, что при помощи пипетки и цветной водички ей удалось помочь ребенку с диагнозом «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Статья меня заинтересовала и я решила опробовать методику в работе. На практике оказалось, что возможности каплетерапии (термин придуман мною) куда шире описанных автором.
Итак, чем же полезна каплетерапия?
Во-1, работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными.
Во-2, каплетерапия позволяет деткам развивать мелкую моторику, готовит ручку ребенка к письму. Развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку и выполнять разные задания учителя: рисовать прямые линий при копировании геометрических фигур и печатных букв, вырезать ножницами необходимый контур.
В-3, занятия каплетерапией можно использовать в качестве арт-терапевтической техники. Они способствуют выражению ребенком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ведь очень часто маленький человек не может определить словами, что он сейчас чувствует и, как следствие, не может найти выход из сложной ситуации. Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.
В-4, каплетерапия – хороший способ самовыражения и поднятия самооценки творчески одаренных детей: в конце концов, кто из одноклассников сможет похвастаться, что тоже умеет рисовать пипеткой?
В-5, каплетерапия развивают у ребенка творческое воображение.
Итак, мы перечислили основные достоинства каплетерапии, а теперь поговорим о практическом применении этой методики.
Каплетерапия — прекрасная подготовка руки к письму
В методической литературе нет описания методики работы с пипеткой и водой, поэтому мне вместе с моими юными помощниками пришлось много экспериментировать, чтобы понять, как нам лучше выстраивать занятия, на какие моменты обратить особое внимание.
Для занятий каплетерапией я использовала такой набор «инструментов»:
- стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый),
- обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками,
- доску для лепки из пластика белого цвета,
- губку из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель),
- листы плотной бумаги,
- салфетки для рук.
Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге.
Итогом совместных с детьми усилий стала программа «Цветные капельки». В нее входят 10 занятий, главный герой которых – Клякса (на первых занятиях сделанная взрослым, на последующих – самим ребенком).
Задания постепенно усложняются и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. На занятии ребенок активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
На первом занятии взрослый показывает ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и капли. Вместе с ребенком они изучают цвета и форму капельки и кляксы, знакомятся с персонажем всех занятий – Кляксой.
На втором и последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее тоже рисуем), домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу).
Постепенно ребенок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место.
На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок рисует семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка, особенно, если в них есть проблемы).
Прорисовывая друзей Кляксы, ребенок экспериментирует со свойствами цветов при их совмещении (друзья играют в Пирамидку).
Если что-то не получается – не беда, ведь есть волшебная шапка-невидимка, надев которую любой герой может исчезнуть с доски (впитываем поролоном капли).
А после рисунков на доске можно поэкспериментировать с рисованием пипеткой на бумаге, ведь рисунок на ней получается совсем другим.
Результатом работы по методике «Каплетерапия» стала положительная динамика готовности деток к школе. У детей повысилась самооценка, они стали внимательнее, а их движения скоординированнее. Кроме того, дети научились видеть красоту в каждой цветной капле.
Я надеюсь, что методика каплетерапия поможет Вам в подготовке руки к письму Ваших деток. А я, откровенно говоря, надеюсь выиграть в конкурсе кинетический песок. Увидев однажды этот чудо-песок и попробоваы эту приятную на ощупь массу, у меня в голове родилась масса идей, как помочь детям с разными психологическими проблемами посредством кинетического песка. К сожалению, возможности купить этот чудо-песок у меня пока нет. Остается надежда на Ваш конкурс (спасибо Вам за это!).
Какая интересная методика! Надо будет попробовать, самой даже захотелось так порисовать;)
Анна, очень понравилась ваша методика! Это несколько неожиданно, нетрадиционно, а потому в рАзы интереснее и привлекательнее для ребенка. Польза неоспорима: от эстетического вкуса до мелкой моторики…. Спасибо, что поделились. Тоже мечтала выиграть песок в этом конкурсе, но ваши благородные цели прекрасны!!!Желаю удачи вам в конкурсе!
Мила, только мечтать мало 😉 Нужно действовать! К тому же, кроме песка есть другие чудесные призы — магнитный конструктор, коробочки «Две ладошки», книги, сюрпризы
Спасибо, Мила. Если честно, не ожидала, что мои скромные труды вызовут такие положительные отзывы. Рада, что понравилось.
Очень интересно! Усидчивости эта методика тоже обучает) Не у каждого ребенка терпения хватит, а это очень важно.
Анна, все зависит от педагога или мамы. Если взрослый увлечен интересным делом, то и ребенок увлечется. Вы только посмотрите на фото Анны и ее ученика — сколько радости в глазах, сколько интереса.
Ребенок на фото — просто умница. Фотосессия длилась больше часа, а он терпеливо «рисовал» все эти капельки. Мне показалось, что он даже не устал (в отличие от меня).
Согласен с предыдущем комментатором. Таких усидчивых и терпеливых детей, как мне кажется, совсем немного.
Дмитрий, точнее сказать: таких педагогов, способных заинтересовать ребенка мало. Но есть родители, которые сами могут научить свое чадо чему угодно. Было бы желание!
Анна, спасибо Вам огромное за то, что поделились с нами такой интересной методикой подготовки руки к письму.
Я очарована и тоже хочу попробовать и сама, и дочек научить. Выглядит все вроде-бы несложно.
Завтра куплю пипетки и приступим.
Желаю Вам удачи в конкурсе! И ждем Ваши новые идеи о подготовке детей к школе!
На самом деле работа с капельками несложная. Нужно только постоянно в голове держать, для чего мы это делаем, двигаться от простого к сложному и тогда будет интересно и ребенку, и родителю. В моей практике каплетерапия помогла развить не только мелкую моторику, но и навыки самоконтроля у гиперактивных деток.
Зачастую дети сами придумывают сюжет картины, сами решают, что произойдет с главным героем сегодня — не нужно их в этом останавливать, ведь в ходе игры обнажаются внутренние скрытые проблемы ребенка, которые мудрая мама тут же почувствует и постарается исправить.
Спасибо! Я не знала о такой методике. Она и в правду хороша!
Рада, что вам понравилось) Попробуйте на практике — не пожалеете. Поделитесь с нами результатами? 😉
Большое вам спасибо за прст! Обязательно попробуем, уверена моей дочке понравится.
Юлия, рада, что методика вас заинтересовала. Могу сказать по своему опыту — не было ни одного ребенка, которому рисование пипеткой было бы неинтересно.
Ой,завтра закупаем пипетки! Я просто уверена, что моему сыну 4хлет это понравится! На молоке мы рисовали, антоциан из цветной капусты добавляли в кислоты и щелочи, сода и лимонную кислоту банками изводим, так что пипетка -наше любимое.
Рада найти единомышленников 😉 Поделитесь результатами?
Заинтересовала такая необычная методика.. Пересмотрела старые пипетки- к сожалению, и у них есть сроки годности((: прорвались резиновые наконечники… Ну ничего- купим новые)!
Только вот у меня вопрос: каким образом каплетерапия помогает ребенку стать внимательнее и повысить самоооценку? Меня очень волнует вопрос внимательности, так как у моей девятилетней дочери с этим просто беда- частые полеты в облаках)
Когда ребенок занимается с пипетками, ему волей-неволей приходится быть максимально внимательным и аккуратным, иначе красивых капелек не получится. В моей практике был гиперактивный мальчик 6 лет, который вообще никогда не сидел на месте. Покой для него был смерти подобен. Так вот когда мы занимались с ним каплетерапией, он увлеченно рисовал пипетками почти 20 минут! Если это делать в комплексе, а не разово, результат в виде улучшения концентрации внимания будет обеспечен. А поводу мечтательности вашей дочери — стоит выяснить, почему происходит уход от реальности. Возможно, есть что-то, от чего она пытается закрыться таким образом. Если у вас будут вопросы о том, как ей помочь — с радостью отвечу!
Очень интересная методика, с удовольствием опробую со своим сыном, тем более все для этого есть! Думаю ему понравится!
Ксения, напишите, пожалуйста, понравилась ли вашему сыну эта техника. Очень интересно!
Анна очень интересная методика. Мы любим рисовать и раскрашивать, пошла в аптеку за пипетками))
Спасибо, Настя. Больше всего детей завораживает, когда капаешь на уже готовую капельку. Вода в капельке начинает крутиться. И всегда в одну сторону. А на поверхности остаются красивые разводы…
Ух ты, какие интересные детали!
Анна, у нас несколько капелек закрутились, а потом перестали. Ваши капельки крутятся на пластиковой доске или на бумаге, или везде? Может быть есть секрет кручения, в зависимости от размера капель или цвета?
Анна, после Ваших зажигательных рассказов о каплетерапии мы только что целый час рисовали капельками.
Забавное это, действительно, занятие.
Причем, не такое простое, как кажется на первый взгляд. Даже мне не удалось с первого раза нарисовать красивыми капельками солнышко. А вот домик вышел отличный
У Олеси (6 лет) на рисунке появилась Капелька и ее подружки — они играли и лазили по деревьям, которые Олеся нарисовала.
Олесе очень понравилась «шапка»-невидимка. Когда я принесла кусочек пороллона, то Олеся разочарованно сказала: «Да это просто губка».
Пришлось придумывать сказку.
Олеся сначала рисовала капельки близко и они у нее сливались, я сказала, что когда капельки сливаются они ссорятся и превращаются в злого великана, которого можно одолеть только с помощью шапки-невидимки. Олеся легко расправилась с великаном и потом рисовала уже аккуратнее.
К нам потом и старшая дочка присоединилась (13 лет) и папа пришел посмотреть, что мы делаем.
Анна, спасибо Вам за то, что рассказали о такой интересной методике рисования пипетками.
Людмила, рада, что методика порадовала всю семью.
Капельками мы рисовали только на пластике и на бумаге. На бумаге, естественно, ничего не крутится — все сразу впитывается в бумагу. А вот на пластике крутится всегда. причем мне гораздо больше нравится наблюдать за образованием таких маленьких цветных разводов, чем просто рисовать:))
Отличная идея насчет злого великана. Обязательно возьму себе на заметку!
Так вот в чем дело. У нас, как раз на пластике и крутилась капелька, а потом мы перешли на бумагу и кружение прекратилось. Завтра еще разочек попробуем.
Анна, приятно, что наши выдумки Вам тоже понравились
Обмен опытом — это всегда так приятно!;)
Людмила, спасибо за статью!!!! Очень интересно. Сейчас попробую с ребёнком.
Елена, спасибо не мне нужно говорить, а Анне Кулик — она автор, а я просто разместила статью в своем блоге.
Творческого Вам вдохновения!
Спасибо за интересную методику! Мой младший сын очень любит разукрашивать, сейчас занимаемся с ним по дошкольной программе. Прописи ещё не начинали, пока что обводим линии, соединяем и т.п. Может быть, попробуем и это. Хотя, похоже, это намного сложнее, чем просто рисовать карандашом или фломастером.
Кстати, примерно из того же разряда — рисование ватными палочками. Мы пробовали, детям понравилось.
Галина, мы тоже рисовали ватными палочками -интересно было. Но там, главное усидчивость, а при рисовании пипетками нужна еще и аккуратность. Чуть зазеваешься — и клякса
Да, вы правы — рисование пипеткой поначалу кажется сложным занятием, но поверьте, результат того стоит! А насчет ватных палочек — это для меня новинка. Расскажите подробнее.
Анна, посмотрите несколько интересных статей, там показаны примеры нетрадиционного рисования, в т.ч. и ватными палочками:
1. Нетрадиционное рисование в детском саду: косметикой, сухими листиками, клубком ниток и ватными палочками: https://wunderkind-blog.ru/netraditsionnoe-risovanie-v-detskom-sadu/
2. Зимний пейзаж: рисование поролоном и ватными палочками: https://wunderkind-blog.ru/zimniy-peyzazh/
3. Рисунки поэтапно: https://wunderkind-blog.ru/risunki-poetapno/
Спасибо, Людмила, материалы действительно интересны. Возьму себе на вооружение.:))
Анна, всегда, пожалуйста 😉
Анютка молодчинка! С удовольствием посмотрела. После инсульта наверное тоже полезно.
Звездочка моя, спасибо!))
Об этом я как-то не думала… Возможно, ты права!
У моего папы был инсульт. Теперь поедем в гости — Олесюнька поучит дедушки рисовать пипетками. Мне тоже, кажется, это будет полезно.
Очень надеюсь, что вашему папе занятие с пипетками будет интересно и полезно!
Дедушка обожает Олесю, поэтому и любое занятие будет им по душе.
Пипетки купила. Завтра планирую апробировать супер-методику с детьми-логопатами.
Творческих успехов и интересных идей!
Спасибо, особенно за приставку «супер»!;)) Постараюсь радовать и впредь!
С удовольствием посмотрела.
Татьяна, раз с удовoльствuем смотрели- нужно срочно идти в аптеку за пипетками- рисовать ещё интереснее ☺
Людмила, Вы говорили, Олесюнька поучит дедушку «рисовать» пипетками. Поделитесь впечатлением?
Анна, к сожалению, дедушка живёт от нас далеко и в гости мы к нему поедем только на Hoвый год, но пипетки уже закуплены!
Татьяна, Людмила права: «рисование» пипетками — очень интересное и полезное занятие даже для взрослых!
Очень интересная методика! Обязательно воспользуюсь!
Наталья, а вы педагог или просто заботливая мама? В смысле, воспользуетесь для работы или для отдыха:))?
Анна, молодец! Я тоже заинтересовалась (учитель технологии).Предложу эту методику учителям начальных классов для будущих первоклассников! Им наверняка будет интересно!
Спасибо, Галина. Если возможно будет, какую-нибудь «писульку» о реализации методики пришлете? Очень надо для аттестации.
Очень хорошо,что среди воспитателей есть такие заинтересованные в развитии детей.Спасибо им за это.
А есть программа какая нибудь на эти занятия?)
Ольга, программа сейчас в разработке, могу сбросить конспект занятия
Интересная методика. Мне кажется, требует большой усидчивости!
Да, Галина, методика собственно и направлена на развитие усидчивости, а также координации движений и внимания. Для дошкольников — просто палочка-выручалочка!
Какая Вы молодец!А программа уже есть?Хотелось бы воспользоваться вашими знаниями.Собираюсь включить еще сказкотерапию и встреча с ветром(соломинкой)и смешивание цветов.Вы-умница.Благодарю Вас