Нам с Олесюнькой предложили протестировать два набора из серии «Лучшие химические эксперименты«. Нас — заядлых экспериментаторов — такое предложение очень обрадовало. И вот перед нами две чудесные коробочки:
- Химический светофор
- Вулкан и фараонова змея
Наше внимание сразу привлек настоящий — с огнем и пламенем — вулкан. Но, прочитав инструкцию мы поняли, что лучше этот эксперимент проводить на улице, дабы не попортить только что отремонтированную квартиру. Эксперимент получился классным, но о нем — в другой раз статье «Химические опыты«.
А пока будем химичить и делать светофор.
Перво-наперво, нужно пригласить друзей (хотя можно провести и вдвоем с ребенком).
Открываем коробочку, достаем инструкцию и раздаем всем защитные перчатки, все-таки будем иметь дело с химическими реактивами, а это дело серьезное и ответственное.
Что нужно для химического эксперимента «Светофор»
В наборе «Химический светофор» мы обнаружили:
- стеклянную колбочку и пробку к ней
- мерный стаканчик
- 4 баночки с порошками и гранулами
- мерную ложечку
- и перчатки (в наборе 1 пара, нужно докупить в аптеке перчатки, чтобы хватило каждому человеку, участвующему в эксперименте)
В инструкции тщательно прописана техника безопасности при проведении химических экспериментов и правила оказания необходимой помощи в случае, если щелочь брызнет на тело.
Предупреждены — значит, вооружены знаниями. Можно двигаться вперед!
Химический эксперимент «Светофор» — наш опыт №1
1. В начале нужно приготовить раствор индигокармина.
1.1.Для этого мы отмерили мерным стаканчиком 50 мл теплой воды (около 40 градусов).
1.2. Перелили воду в стеклянную колбочку.
1.3. Добавили в колбу несколько крупинок индигокармина.
Нужно, чтобы получился раствор голубого цвета. Мы слишком много насыпали индигокармина и раствор у нас получился темно-синим. Чтобы продолжить эксперимент, мы отлили немножко раствора и добавили чистой воды.
Потом еще отлили, потом еще добавили 🙂
В итоге, получился у нас голубоватый раствор.
2. Теперь готовим раствор глюкозы.
2.1. Наливаем 15 мл воды.
2.2. Добавляем в него 2 мерных ложечки порошка глюкозы.
2.3. Дожидаемся растворения глюкозы, помогая ей покачиванием стаканчика.
2.4. Переливаем раствор глюкозы в колбу.
3. Делаем раствор гидроксида натрия.
Это самый опасный этап нашего химического эксперимента, потому что гидроксид натрия — очень едкое вещество!!!
3.1. Наливаем в мерный стаканчик 25 мл. воды и добавляем 1 мерную ложечку гидроксида натрия (ок. 1 г)
3.2. Дожидаемся полного растворения. Чтобы ускорить этот процесс, осторожненько покачиваем стаканчик.
3.3. Переливаем полученный раствор в колбу и наблюдаем обыкновенное химическое чудо.
Сначала раствор должен быть синим, потом зеленым, желтым и красным.
Но у нас раствор красным не стал, видимо, не те пропорции у нас получились в растворе индигокармина. Но мы не растерялись и добавили еще несколько крупинок индигокармина в нашу колбу и у нас получился настоящий химический светофор.
Вот видео по нашему химическому эксперименту «Светофор»:
Когда колба стояла в покое, то цвет раствора был желтый.
Если мы легонько трясли колбу, то цвет становился красным.
Если мы сильно трясли колбу, то цвет становился зеленым.
Дети были в восторге и по-очереди трясли колбочку, каждый раз радостно удивляясь перемене цветов.
А здесь коротенькое видео, как работает наш химический «светофор».
Простейшее научное объяснение химического эксперимента «Светофор»
Что же такое происходит внутри колбы и как раствор меняет окраску?
Индигокармин восстанавливается глюкозой в щелочном растворе гидроксида натрия. В результате этого цвет зеленый цвет раствора меняется на красный. Затем в процессе встряхивания происходит обратимое окисление восстановленной формы индигокармина кислородом воздуха.
Кстати, индигокармин — очень сильный краситель и используется в производстве чернил, для подкраски пищевых продуктов и как диагностическое средство в медицине.
Важно!
В результате эксперимента «Химический светофор» получается опасный щелочной раствор, который нельзя сразу выливать в канализацию. Предварительно его нужно нейтрализовать. Нам в этом важном деле помогал обычный уксус.
Раствор желтого цвета, под влиянием уксуса, стал совсем голубым.
Нейтральный раствор мы вылили в канализацию и приступили к новому эксперименту из этой же коробочки.
Химический эксперимент «Светофор» — наш опыт №2: голубой — бесцветный
Перчатки мы еще не сняли, колбочку уже вымыли, приступаем.
Этот эксперимент очень похож на предыдущий. Единственное отличие в первом пункте. Для желто-красно-зеленого светофора нам нужен был раствор индигокармина.
1. А теперь нам нужен раствор метиленового синего.
Забавно, что порошок метиленового синего на самом деле коричневого цвета 🙂
1. 1. Отмеряем 50 мл. холодной воды и переливаем ее в колбу.
1.2. Добавляем в колбочку несколько крупинок метиленового синего, чтобы раствор стал голубым.
У нас раствор получился очень темным и мы несколько раз отливали его и добавляли чистую воду.
Цвет раствора метиленового синего стал голубым, практически такой-же как раствор индигокармина. Но свойства у него совершенно другие.
2. Далее готовим раствор глюкозы так-же как в предыдущем опыте: 12 мл. воды +1,5 мерные ложки глюкозы.
3. Готовим раствор гидроксида натрия аналогично предыдущему опыту: 25 мл. воды+1 мерная ложка гидроксида натрия.
4. Соединяем все растворы и цвет получается голубой.
У нас этот цвет сохранялся минут 20, потом раствор стал бесцветный.
При помешивании раствор снова становился голубым. Потом медленно терял свой цвет и снова становился бесцветным.
Научное объяснение эксперимента «Химический светофор: голубой – бесцветный»
В слабощелочном растворе глюкоза медленно окисляется кислородом в глюконовую кислоту. Ускоряет этот процесс метиленовый синий, передающий кислород. При этом он сам становится бесцветным.
При встряхивании колбы в раствор поступает кислород воздуха, который вновь окисляет метиленовый синий, возвращая ему синий цвет.
Мы уже трижды проводили оба эксперимента «Химический светофор», а ингредиентов нам хватит еще на десяток опытов. У дочки, как раз в этом году начинается в школе химия – пусть удивляет одноклассников 😉
Благодарим магазин умных развлечений «Семь пядей» за чудесный набор с химическим экспериментом «Светофор». И приглашаем Вас, дорогие читатели, посмотреть другие наши эксперименты.
Очень интересно! Действительно, с такими опытами ребенок почувствует себя настоящим волшебником! Людмила, спасибо за видео. Видеть такой эффект — это здорово!
А как долго сохраняет раствор свои свойства?
Мила, наш раствор сохранял свои свойства несколько часов.
Любопытно! Развивает интерес к химии! Но требуется строгий присмотр взрослых!
Очень любопытно, причем для разных возрастов. Присмотр взрослых обязателен. На баночках в приборе даже специальные символы опасности есть: череп с костями, подписи «опасно».
Там щелочи очень мало, всего 1 гр. на весь раствор. Можно было смело так выливать в унитаз.
В инструкции было написано, что нужно нейтрализовывать. Мы нашли способ нейтрализации в интернете и добавили в раствор уксус. Так точно вреда не будет.
Людмила, интересная статья, спасибо. Светофор красивая и необычная реакция. Раствор нейтрализовать не обязательно, так как концентрация щелочи в этом опыте не велика, да и трубы от нее только чище будут 🙂 (все средства от засоров, как правило на основе щелочи). А вот с самими гранулами гидроксида натрия нужно быть аккуратным.
Вадим, спасибо за комментарий! В следующий раз промоем трубы светофорным раствором — там ингредиентов на много-много экспериментов хватит.
Гранулы гидроксида натрия я сама накладывала, в перчатках, конечно. Детям показала знак «опасно» — они и сами не хотели эти гранулы трогать.
А мы с подругой, на практике по химии, детворе вулкан и фараоновых змей показывали. Ученики были довольны 🙂
И мы показывали вулкан и фараоновых змей :). Скоро отзыв напишу.
Мария, а Вы — учитель химии?
А вот и наши химические опыты по выращиванию фараоновых змей и устраиванию извержения вулкана.
Мария, а Вы тоже готовыми наборами для проведения опытов по химии пользовались?
Какие наборы у студентов? Энтузиазм и аптека в помощь;)
Ах,это было в студенчестве 🙂
По одному из образований -да, но в учителя не стремилась и не стремлюсь.
Все понятно! Когда я училась в школе, то хотела быть учительницей, а после института работала преподавателем ВГАУ.
Отличные опыты! Особенно первый понравился! Жаль у нас не все ингредиенты есть, интересно можно ли докупить индигокармин где-нибудь?
Химические светофоры и нас впечатлили. Эти опыты мы проводили уже 5 раз с разными «химиками», но Олеся все равно с удовольствием смешивает ингредиенты и размешивает раствор.
Это же так здорово — одеть перчатки и начать «химичить» 🙂
Аня, индигокармин — это пищевой краситель. В виде порошка он продается в отделах, где продаются наборы для мыловарения.
Вот какая я несообразительная!))))))))) А еще думаю, что название знакомое))))))) У меня есть пищевые красители различные, посмотрю, может подойдет.
🙂 Будем ждать ваших опытов. У вас, Анна, всегда бывает суперинтересно — со своей изюминкой.
У вас химические светофоры и их цвета такие красивые получились! Одно удовольствие фотографии рассматривать, а уж вживую, представляю как это было замечательно!
Я этим летом проводила очень много экспериментов, но физических. Потом расскажу )))
А химические очень эффектные, зрелищные, жаль, что составляющие для них достать непросто… Спасибо, что вот такие наборы выручают! Очень понравились — такой набор и своему ребенку отличный подарок, и детям друзей и родственников вместо очередной машинки или куклы ; )
Юля, правда, делать химический опыт «Светофор» очень интересно! Так забавно наблюдать, когда один и тот-же раствор за несколько секунд трижды меняет свой цвет. Причем так неожиданно из красного — желтый.
И очень, интересно посмотреть на ваши физические опыты, Юля! Ждем с нетерпением!
[…] Химический эксперимент «Светофор» — здесь один и тот-же раствор мог менять окраску с […]