13 августа 2015  | 

Химический эксперимент «Светофор»

Нам с Олесюнькой предложили протестировать два набора из серии «Лучшие химические эксперименты«. Нас — заядлых экспериментаторов — такое предложение очень обрадовало. И вот перед нами две чудесные коробочки:

  • Химический светофор
  • Вулкан и фараонова змея

himicheskie_eksperimenty

Наше внимание сразу привлек настоящий — с огнем и пламенем — вулкан. Но, прочитав инструкцию мы поняли, что лучше этот эксперимент проводить на улице, дабы не попортить только что отремонтированную квартиру. Эксперимент получился классным, но о нем — в другой раз статье «Химические опыты«.

А пока будем химичить и делать светофор.

himicheskie_eksperimenty_svetofor

Перво-наперво, нужно пригласить друзей (хотя можно провести и вдвоем с ребенком).

Открываем коробочку, достаем инструкцию и раздаем всем защитные перчатки, все-таки будем иметь дело с химическими реактивами, а это дело серьезное и ответственное.

Что нужно для химического эксперимента «Светофор»

В наборе «Химический светофор» мы обнаружили:

  • стеклянную колбочку и пробку к ней
  • мерный стаканчик
  • 4 баночки с порошками и гранулами
  • мерную ложечку
  • и перчатки (в наборе 1 пара, нужно докупить в аптеке перчатки, чтобы хватило каждому человеку, участвующему в эксперименте)

himicheskie_eksperimenty_svetofor_sostav

В инструкции тщательно прописана техника безопасности при проведении химических экспериментов и правила оказания необходимой помощи в случае, если щелочь брызнет на тело.

Предупреждены — значит, вооружены знаниями. Можно двигаться вперед!

Химический эксперимент «Светофор» — наш опыт №1

1. В начале нужно приготовить раствор индигокармина.

1.1.Для этого мы отмерили мерным стаканчиком 50 мл теплой воды (около 40 градусов).

1.2. Перелили воду в стеклянную колбочку.

1.3. Добавили в колбу несколько крупинок индигокармина.

Нужно, чтобы получился раствор голубого цвета. Мы слишком много насыпали  индигокармина и раствор у нас получился темно-синим. Чтобы продолжить эксперимент, мы отлили немножко раствора и добавили чистой воды.

Потом еще отлили, потом еще добавили 🙂

В итоге, получился у нас голубоватый раствор.

2. Теперь готовим раствор глюкозы.

2.1. Наливаем 15 мл воды.

2.2. Добавляем в него 2 мерных ложечки порошка глюкозы.

2.3. Дожидаемся растворения глюкозы, помогая ей покачиванием стаканчика.

2.4. Переливаем раствор глюкозы в колбу.

3. Делаем раствор гидроксида натрия.

Это самый опасный этап нашего химического эксперимента, потому что гидроксид натрия — очень едкое вещество!!!

3.1. Наливаем в мерный стаканчик 25 мл. воды и добавляем 1 мерную ложечку гидроксида натрия (ок. 1 г)

3.2. Дожидаемся полного растворения. Чтобы ускорить этот процесс, осторожненько покачиваем стаканчик.

3.3. Переливаем полученный раствор в колбу и наблюдаем обыкновенное химическое чудо.

Сначала раствор должен быть синим, потом зеленым, желтым и красным.

Но у нас раствор красным не стал, видимо, не те пропорции у нас получились в растворе индигокармина. Но мы не растерялись и добавили еще несколько крупинок индигокармина в нашу колбу и у нас получился настоящий химический светофор.

Вот видео по нашему химическому эксперименту «Светофор»:

Когда колба стояла в покое, то цвет раствора был желтый.

Если мы легонько трясли колбу, то цвет становился красным.

Если мы сильно трясли колбу, то цвет становился зеленым.

Дети были в восторге и по-очереди  трясли колбочку, каждый раз радостно удивляясь перемене цветов.

deti_eksperimentatory

А здесь коротенькое видео, как работает наш химический «светофор».

Простейшее научное объяснение химического эксперимента «Светофор»

Что же такое происходит внутри колбы и как раствор меняет окраску?

Индигокармин восстанавливается глюкозой в щелочном растворе гидроксида натрия. В результате этого цвет зеленый цвет раствора меняется на красный. Затем в процессе встряхивания происходит обратимое окисление восстановленной формы индигокармина кислородом воздуха.

Кстати, индигокармин — очень сильный краситель и используется в производстве чернил, для подкраски пищевых продуктов и как диагностическое средство в медицине.

Важно!

В результате эксперимента «Химический светофор» получается опасный щелочной раствор, который нельзя сразу выливать в канализацию. Предварительно его нужно нейтрализовать. Нам в этом важном деле помогал обычный уксус.

Раствор желтого цвета, под влиянием уксуса, стал совсем голубым.

neitralizaziya

Нейтральный раствор мы вылили в канализацию и приступили к новому эксперименту из этой же коробочки.

Химический эксперимент «Светофор» — наш опыт №2: голубой — бесцветный

Перчатки мы еще не сняли, колбочку уже вымыли, приступаем.

Этот эксперимент очень похож на предыдущий. Единственное отличие в первом пункте. Для желто-красно-зеленого светофора нам нужен был раствор индигокармина.

1. А теперь нам нужен раствор метиленового синего.

Забавно, что порошок метиленового синего на самом деле коричневого цвета 🙂

metilenovyi_siniy
1. 1. Отмеряем 50 мл. холодной воды и переливаем ее в колбу.
1.2. Добавляем в колбочку несколько крупинок метиленового синего, чтобы раствор стал голубым.

У нас раствор получился очень темным и мы несколько раз отливали его и добавляли чистую воду.

Цвет раствора метиленового синего стал голубым, практически такой-же как раствор индигокармина. Но свойства у него совершенно другие.

metilenovyi_siniy_rastvor_collage

2. Далее готовим раствор глюкозы так-же как в предыдущем опыте: 12 мл. воды +1,5 мерные ложки глюкозы.

rastvor_glyukozy

3. Готовим раствор гидроксида натрия аналогично предыдущему опыту: 25 мл. воды+1 мерная ложка гидроксида натрия.

4. Соединяем все растворы и цвет получается голубой.

himicheskie_eksperimenty_svetofor_goluboy_1_2

У нас этот цвет сохранялся минут 20, потом раствор стал бесцветный.
При помешивании раствор снова становился голубым. Потом медленно терял свой цвет и снова становился бесцветным.

himicheskie_eksperimenty_svetofor_goluboy_collage

Научное объяснение эксперимента «Химический светофор: голубой – бесцветный»

В слабощелочном растворе глюкоза медленно окисляется кислородом в глюконовую кислоту. Ускоряет этот процесс метиленовый синий, передающий кислород. При этом он сам становится бесцветным.

При встряхивании колбы в раствор поступает кислород воздуха, который вновь окисляет метиленовый синий, возвращая ему синий цвет.

Мы уже трижды проводили оба эксперимента «Химический светофор», а ингредиентов нам хватит еще на десяток опытов. У дочки, как раз в этом году начинается в школе химия – пусть удивляет одноклассников 😉

Благодарим магазин умных развлечений «Семь пядей» за чудесный набор с химическим экспериментом «Светофор». И приглашаем Вас, дорогие читатели, посмотреть другие наши эксперименты.

23 комментария Химический эксперимент «Светофор»

  • Мила

    Очень интересно! Действительно, с такими опытами ребенок почувствует себя настоящим волшебником! Людмила, спасибо за видео. Видеть такой эффект — это здорово!
    А как долго сохраняет раствор свои свойства?

    • Людмила Власова

      Мила, наш раствор сохранял свои свойства несколько часов.

  • Наталия Кушнирская

    Любопытно! Развивает интерес к химии! Но требуется строгий присмотр взрослых!

    • Людмила Власова

      Очень любопытно, причем для разных возрастов. Присмотр взрослых обязателен. На баночках в приборе даже специальные символы опасности есть: череп с костями, подписи «опасно».

  • Yaropolk

    Там щелочи очень мало, всего 1 гр. на весь раствор. Можно было смело так выливать в унитаз.

    • Людмила Власова

      В инструкции было написано, что нужно нейтрализовывать. Мы нашли способ нейтрализации в интернете и добавили в раствор уксус. Так точно вреда не будет.

  • Вадим

    Людмила, интересная статья, спасибо. Светофор красивая и необычная реакция. Раствор нейтрализовать не обязательно, так как концентрация щелочи в этом опыте не велика, да и трубы от нее только чище будут 🙂 (все средства от засоров, как правило на основе щелочи). А вот с самими гранулами гидроксида натрия нужно быть аккуратным.

    • Людмила Власова

      Вадим, спасибо за комментарий! В следующий раз промоем трубы светофорным раствором — там ингредиентов на много-много экспериментов хватит.
      Гранулы гидроксида натрия я сама накладывала, в перчатках, конечно. Детям показала знак «опасно» — они и сами не хотели эти гранулы трогать.

  • Maha

    А мы с подругой, на практике по химии, детворе вулкан и фараоновых змей показывали. Ученики были довольны 🙂

    • Людмила Власова

      И мы показывали вулкан и фараоновых змей :). Скоро отзыв напишу.
      Мария, а Вы — учитель химии?

      • Людмилка

        А вот и наши химические опыты по выращиванию фараоновых змей и устраиванию извержения вулкана.

        Мария, а Вы тоже готовыми наборами для проведения опытов по химии пользовались?

        • Maha

          Какие наборы у студентов? Энтузиазм и аптека в помощь;)

          • Людмила Власова

            Ах,это было в студенчестве 🙂

      • Maha

        По одному из образований -да, но в учителя не стремилась и не стремлюсь.

        • Людмила Власова

          Все понятно! Когда я училась в школе, то хотела быть учительницей, а после института работала преподавателем ВГАУ.

  • Анна Игнатеня

    Отличные опыты! Особенно первый понравился! Жаль у нас не все ингредиенты есть, интересно можно ли докупить индигокармин где-нибудь?

    • Людмилка

      Химические светофоры и нас впечатлили. Эти опыты мы проводили уже 5 раз с разными «химиками», но Олеся все равно с удовольствием смешивает ингредиенты и размешивает раствор.
      Это же так здорово — одеть перчатки и начать «химичить» 🙂

      Аня, индигокармин — это пищевой краситель. В виде порошка он продается в отделах, где продаются наборы для мыловарения.

      • Анна Игнатеня

        Вот какая я несообразительная!))))))))) А еще думаю, что название знакомое))))))) У меня есть пищевые красители различные, посмотрю, может подойдет.

        • яя 110Людмилка

          🙂 Будем ждать ваших опытов. У вас, Анна, всегда бывает суперинтересно — со своей изюминкой.

  • Юлия (moreidey.ru)

    У вас химические светофоры и их цвета такие красивые получились! Одно удовольствие фотографии рассматривать, а уж вживую, представляю как это было замечательно!
    Я этим летом проводила очень много экспериментов, но физических. Потом расскажу )))
    А химические очень эффектные, зрелищные, жаль, что составляющие для них достать непросто… Спасибо, что вот такие наборы выручают! Очень понравились — такой набор и своему ребенку отличный подарок, и детям друзей и родственников вместо очередной машинки или куклы ; )

    • Людмила Власова

      Юля, правда, делать химический опыт «Светофор» очень интересно! Так забавно наблюдать, когда один и тот-же раствор за несколько секунд трижды меняет свой цвет. Причем так неожиданно из красного — желтый.

      • Людмила Власова

        И очень, интересно посмотреть на ваши физические опыты, Юля! Ждем с нетерпением!

  • Научно-познавательный набор Qiddycome: «Дым коромыслом»

    […] Химический эксперимент «Светофор» — здесь один и тот-же раствор мог менять окраску с […]

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>