Помните первую улыбку своего малыша? Сколько радости приносит скользящая, мимолетная улыбка спящего или бодрствующего младенца. А уж, когда эта улыбка относится непосредственно к Вам, радости от нее бывает еще больше. Но эмоции – это не только улыбки. Очень важно пробудить и сохранить в ребенке и более глубокие чувства: благодарности, сочувствия, сострадания и т.д. Но, зачастую и родители и педагоги, прикладывают свои усилия только для умственного и физического развития детей, а об эмоциональном развитии детей даже и не задумываются.
Я тоже раньше не заморачивалась на тему эмоционального развития, полагая, что хорошие книги и лучшие мультфильмы помогут правильному развитию моих дочек.
Но вот недавно в интернете я увидела анонс набора с эмоциональными играми Ю. Б. Гиппенрейтер. Психологические книги Юлии Борисовны об общении с детьми мне очень нравятся, поэтому я сразу заказала новый набор. И сегодня поделюсь с Вами своим впечатлением и нашими играми по эмоциональному развитию.
Гиппенрейтер Ю.Б.: Развиваем эмоциональный интеллект
Набор находится в картонной (очень хлипкой) коробочке. Но, ведь главное, не форма, а содержание. Правда?
Итак, в наборе имеется:
- Брошюрка «Вместе переживаем и играем»
- Карточки для игры «Наши чувства»
- Карточки «Эмоциональное лото»
Брошюрка совсем небольшая – формат А5. На 36 страницах текст, в основном (34 страницы) – описание эмоциональных игр. Половину брошюру составляют дополнительные материалы к играм.
Ю. Б. Гиппенрейтер рассказывает об эмоциональном интеллекте, или эмоциональной компетентности.
Эмоциональный интеллект включает в себя несколько способностей:
- Понимание и осознание своих эмоций
- Умение конструктивно выражать эмоции
- Контролирование своего эмоционального поведения
- Понимание чувств других людей
- Учет чувств других людей в своем поведении.
В нашем рациональном мире, детей обучают логике, счету, буквам. Обучение, да и само воспитание детей нередко сопровождается повышенным тоном и критикой, иногда и наказаниями. А стоящие за этим эмоции – и родительские и детские остаются «за кадром».
Конечно, детские мультики, сказки и песенки знакомят детей с человеческими эмоциями. Но, по мнению Ю. Гиппенрейтер, только через живое общение с близкими взрослыми людьми, ребенок сможет развить свой эмоциональный интеллект.
Юлия Борисовна предложила небольшой эмоциональный словарик
Именно с этими эмоциями Ю. Гиппенрейтер предлагает познакомить детей, чтобы развить у них эмоциональный интеллект. В наборе предлагается 3 игры:
- Наши чувства
- Эмоциональное лото
- Угадай-ка
Эмоциональное развитие: игра «Наши чувства»
Цель этой игры – познакомить деток с названиями чувств, а также научить детей рассказывать о чувствах.
В ходе игры дети встречаются с разными эмоциональными ситуациями.
Количество играющих — минимум 2 человека, обязательно 1 взрослый.
Для игры используются:
- Карточки с рисунками людей, переживающих какую-либо эмоцию
- Карточки помощи
На каждой карточке есть фото или рисунок человека. Над рисунком есть описание что за эмоцию человек переживает. Под рисунком задается вопрос о похожей ситуации в жизни играющего.
Примеры карточек «Наши чувства»:
- Люся разозлилась на маму, которая заставила ее надеть дурацкий костюм на праздник. Бывает, что ты злишься на родителей?
- Малышка боится незнакомых людей. А кого ты боишься?
- Сереже очень обидно, когда родители занимаются с сестрой, а о нем забывают. Бывает ли, что ты чувствуешь себя так же, как Сережа?
- Лена очень любит гулять с папой! Что ты любишь делать с кем-нибудь?
- Андрей сильно радуется. Он только что одержал победу! Расскажи, когда ты сильно радовался?
- Лена жалеет птичек. Зимой она их кормит крошками хлеба. Что ты делаешь, когда кого-нибудь жалеешь?
Карточки «Я помогу» представляют 1 из 5 видов помощи:
- Передай карточку другому
- Попроси помощь друга
- Расскажи о своем друге
- Расскажи о герое книги или мультфильма
- Пропусти ход, не отвечая
Правила игры:
- Карточки «Наши чувства» кладут на середину стола картинками вниз.
- Игроки по очереди берут карточки, читают вслух текст и выполняют задание.
- В случае затруднения, игрок берет карточку помощи.
Как мы играли в эмоциональную игру «Наши чувства»
Мы играли в эту игру несколько раз с детьми 5-16 лет. Правила мы немножко изменили и на каждый вопрос отвечали всеми и карточки «Я помогу» нам совсем не понадобились. Детям играть было очень интересно.
А для меня, как для мамы, это еще и полезно было. Благодаря игре «Наши чувства» я поняла, какие проблемы волнуют моих дочек. Т.е. эта игра заменила нам поход к психологу. Дети озвучили и несколько раз проговорили свои насущные проблемы, которые их расстраивают. Надеюсь, что теперь мы сможем лучше управлять своими эмоциями.
«Эмоциональное лото»
Цель этой эмоциональной игры – научить деток распознавать переживания других людей в различных жизненных ситуациях.
В ходе игры дети закрепляют приобретенный словарь названий эмоций.
Количество игроков – от 2-х человек (потенциально – до 30 – по числу карточек).
Для игры используются:
- Карточки с рисунками людей, переживающих какую-либо эмоцию
- Карточки «Вытяни меня»
- Карточки «Ура! Нашел!»
Карточки «Эмоциональное лото» составлены по ситуациям представленным в игре «Наши чувства». Но здесь на каждой карточке изображено сразу 5-6 эмоций и они не подписаны.
Карточки «Вытяни меня» двух цветов. В зеленой рамке – варианты для облегченного варианта игры – здесь подробно описывается эмоция:
- Благодарны маме
- Волнуется перед матчем
- Разозлился на собаку
- Утешает сестру
- Грустно, что папа уехал
На карточках в красной рамочке написано только одно слово, обозначающее эмоцию:
- Благодарен
- Волнуется
- Разозлился
- Утешает
- Грустит
Правила игры:
- Участникам дается по 1-2 таблице.
- Ведущий из мешочка достает карточку «Вытяни меня» и читает то, что на ней написано.
- Игроки ищут на своих табличках подходящие картинки и закрывают их карточками «Ура! Нашел!».
- Выигрывает тот человек, кто первым закроет всю таблицу.
Как мы играли в эмоциональную игру «Эмоциональное лото»
Игра наша получилась азартной, как и в классическом варианте лото. Дети радостно искали на карточках эмоции, иногда ошибались, но это только добавляло веселье.
«Эмоциональная угадайка»
В брошюрке «Вместе переживаем и играем» приведено 30 фотографий детей с различными видами эмоций. Есть начало предложения, в котором говорится, как зовут героя на фото и что у него произошло.
Ребенок должен закончить предложение, назвав эмоцию, которую переживает персонаж на картинке. В конце брошюры приведены правильные ответы.
Дочки с удовольствием поотгадывали эмоции. Практически все ответы совпали с книжными, в некоторых дочки придумали свои.
Общее впечатление от эмоциональных игр Ю. Гиппенрейтер
Игры понравились детям – мы провели несколько интересных, эмоционально насыщенных часов, вспоминая различные жизненные переживания.
Но в одной и той же компании игры повторить не удастся – скучно отвечать на одни и те же вопросы, хотя их немало – в первой игре – 70.
Тем не менее, я не жалею, о потраченных деньгах, потому что через эмоциональные игры дочки озвучили проблемы, которые их волновали. Я услышала рассказы дочек о том, что их волнует. На прямой вопрос они не смогли бы так ответить.
Эмоциональные игры я рекомендую для семей с двумя и более детьми. Они станут хорошим подспорьем для мамы в решении детских и подростковых эмоциональных проблем.
Интересно было бы узнать, а Вы, дорогие читатели, как занимаетесь эмоциональным развитием своих детей?
Спасибо,Людмила за игры! Очень интересно!Я не видела такого комплекта!Очень бы хотела приобрести. У меня есть другие игры на развитие эмоций, а вот такой нет, спасибо!Буду искать.
Татьяна, рада, что Вам понравился эмоциональный комплект игр от Ю. Гиппенрейтер.
Я теперь легко ищу любые книги — просто покупаю их через интернет-магазин и курьер сам приносит мне выбранные книги домой
Здорово, что так профессионально можно подойти к этой теме и приобрести все. Конечно, развитие эмоционального плана детей очень важно. Все же в детстве формируется…
Ирина, я даже не знаю, кому больше пригодились эмоциональные игры — детям или взрослым. Мы с сестрой с удовольствие играли, вспоминали детские радости и проблемы.
Людмилочка, спасибо за обзор удивительного пособия! Человека без эмоций не бывает, и каждый имеет право на эмоции, причем не только положительные. У нас с Лешей была книга для дошкольников по эмоциональному развитию. Тоже предлагались различные ситуации, обсуждать которые было очень интересно и полезно, не только ему, но и мне
Мила, спасибо за добрые слова. Мила, ты можешь подсказать как называется книга по эмоциональному развитию, по которой Вы с Лешей занимались?
Людмила, увы, автора я не помню, а саму книгу передала по «наследству» уже давненько… Сейчас снова в поисках, уже для Арсения
Мила, а я на книжки ужасно жадная. Я скорее куплю и подарю новую, чем отдам ту, что есть
Ой, а я и не знала, что есть такая книга! Спасибо за обзор!С интересом почитала и взяла себе на замеку несколько идей
Всегда пожалуйста, Ольга Приятно, что Вы нашли для себя полезный материал.
Людмила, к вам в руки попало замечательное пособие и здорово, что вы про него рассказали. Эмоциональное развитие — одно из важных составляющих развития дошкольников и младших школьников. В детских садах проводятся (по крайней мере должны проводиться) подобные занятия, но основы закладываются в семье. Главное потом все закреплять в повседневной жизни.
Анна, спасибо. Мне так понравилось пособие про эмоциональное развитие детей, что невозможно было удержаться от того, чтобы не рассказать о нем миру
Люда, судя по твоему рассказу, очень интересная игра. Но я не ожидала, что такая дорогая! Положила в корзинку, а пока подумаю, стоит ли покупать или можно сделать что-то подобное самостоятельно. Спасибо за рассказ!
Ольга, цены на все детские товары «покусываются».
Конечно, подобные эмоциональные игры можно сделать своими руками — подходящие картинки легко найти в интернете.
Хорошее подспорье для детей. Сейчас много технических возможностей можно и самому изготовить. Очень полезная информация
Кому-то удобно самому изготовить, я из мам-лентяев — мне проще купить готовую игру, съэкономив на нарядах 😉
Побольше бы таких мам-лентяев Мамы — лентяйки столько времени с детьми не занимаются…
Людмила, спасибо что расказали! У меня много книг Ю.Б. Гиппенрейтер, люблю ее очень, а вот пособие это пропустила. Сейчас развитие эмоциональных отношений матери и ребенка лежит в основе раннего развития и ему многие ведущие педагоги отдают главную роль, если вас заинтересовала эта тема, то много игр у Ларечиной Е.В
Екатерина, впервые о Юлии Гиппенрейтер я узнала благодаря Вам, за что еще раз огромное спасибо.
С тех пор я отслеживаю все ее новинки.
Спасибо за совет Ларечиной Е.В. — пойду поищу.
Людмила, никогда раньше не занималась эмоциональным развитием (целенаправленно), а прочитав твою статью поняла, сейчас самое время начинать. Меня Катя уже озадачила вопросом что такое совесть и где она. Теперь буду знать в какую сторону двигаться.
И еще, Людмила, сейчас задумалась, мне самой бывает сложно выражать, проявлять эмоции, а бывает что я тоже не могу найти нужное слово, чтобы описать свое состояние. А как я могу научить ребенка сама если не умею? Такие игры будут очень полезны и мне, будем учиться вместе с дочкой))).
Настя, я тоже многому учусь вместе с дочками — и интересно, и полезно.
Рада, что эмоциональные игры пришлись тебе по душе.
Настя, знакомый вопросик — двум дочкам приходилось рассказывать, что такое совесть
Людмила, это мы незнайку в солнечном городе читаем…
А, знакомая сказочка. Мы «Незнайку в Солнечном городе» в виде аудиосказки раз 10 слушали
Олеся по сказке четко усвоила, что такое совесть.
Ой, как интересно. У меня с детства осталась книга Татьяны Поляковой «Дело особой важности», это рассказы для младшего школьного возраста (Киев «Веселка» 1987), она мне очень нравится, с мальчишками перечитывали. некоторые рассказы пропускали (советская действительность уже не совсем актуальна), но основная часть очень хороша.
Мария, а в чем основная идея этой книги?
В аннотации написано — дидактические рассказы о поведении ребят в школе и дома, об уважении к старшим, об ответственности за свои поступки.
Все эти истории связывает один старший октябрятский вожатый Игорь Иванов. Разные дети, разные примеры их поведения. Рассказы не большие, но их обязательно обсуждать с детьми для эффекта ;)Сложно кратко описать, легче сфотографировать и выложить, если это кому-то надо.
Мария, спасибо. Сейчас нашла ссылку — книгу можно прочитать здесь без скачивания и рисунки есть: http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/deloosobojvazhnostipolyakova
Начало мне уже нравится: Я живу на улице Радостная…
Почитаем вечерком с Олесей.
Это именно она и рисунки те же.
Хорошая книга.) Мы уже читали книги этого автора.) Хороший детский автор.