10 Декабрь 2014  | 

Обучение дошкольников чтению

Почти все родители, думая о подготовке своих деток к школе, хотят научить ребенка читать. И редко у кого процесс обучения дошкольников чтению проходит гладко. О своих трудностях и находках в обучении дочки чтению рассказывает Настя Кондратовец.

Статья «Обучение дошкольников чтению» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе».

Что нам дал букварь Жуковой?

Буквы мы с Катей начали изучать по букварю Жуковой. О нем на блоге «Развивашка» много хороших отзывов, согласна с ними. Я решила применить описанную методику. Что привнесла свое — все занятия длились 5 минут и меньше.

Букварь Жуковой

Букварь Жуковой

Занятие у нас длилось буквально несколько минут. Я задавала 2-3 вопроса по уже известным буквам. А потом показывала новую буковку, называла ее, и просила, чтобы Катя повторила. Называла Б а не Бэ, Н а не эН. За 2 месяца ребенок выучил все буквы. Дальше дело застопорилось. В 1,8 года мне было сложно объяснить ребенку, что буковку нужно тянуть, когда человечек бежит от одной буквой к другой.

Проблемы с обучением чтению

Я попробовала учить слогами. На альбомном листе большими буквами написала 8 слогов. Я показывала слог и читала его. Через несколько дней я называла слог и просила ребенка показать где он. Затем готовила следующее «пособие». Так мы прошли 5-6 листов, но я заметила интерес пропал, занятия в тягость.

В 3 года знаем буквы хорошо, но вот складывать их в слова не получается. Ребенок делает попытки читать, но звуки называет отдельно, цельного слова не получается. Доходило до смешного.

— Катя давай по буквам слово читать, что написано? Вожу вместе с ней пальчик «К.О.Т.». Что получилось?

— ДЕДУШКА!

В какой-то момент я стала жалеть, что учила звуки, а не буквы. Но с другой стороны помню свое детское непонимание, буква Дэ, но почему она читается Д? когда просили назвать букву, прочитать слово, я сначала думала, как эти буквы правильно прочитать/назвать.

Активные попытки научить чтению я решила пока оставить. Мы знакомились с различными азбуками, повторяли буквы. В комнате повесили алфавит.

алфавит

Во время чтения крупного шрифта (как правило это были названия сказок) я читала и вела пальчик дочки там, где читала. Сначала читала по слогам, потом слово целиком. Мне сложно сказать, как это повлияло на понимание принципов чтения, но написание многих слов ребенок запомнил. Хотя это фотографическая память. Когда гуляем я читаю ей вывески магазинов.

Крупный шрифт в книгах

Крупный шрифт в книгах

Буквы — они везде

Буквы в книжке? Совсем не обязательно. Мы складывали буквы из карандашей, трубочек. С буквами можно поиграть. 2 перекрещенные трубочки это Х. А если их немного сдвинуть, то на что похожа буква… на Л, а если поперек положить трубочку, то А будет.

Буква "Л" из веточки

Буква «Л» из веточки

На даче искали ветки похожие на буквы. В какой-то день пилили дерево, вот где было раздолье, в крайнем случае можно было помочь пилой подправив буковку. Легко нашли У, Л, П, Ш, Г… были найдены даже такие как Щ, К, Ё. Букв Н, Р С конечно обнаружено не было. Но букву О нашли на стволе, там где была ветка остался круглый след.

Сколько букв в слове

Я медленно проговариваю, тяну слово, а дочка считает буквы. Потом мы определяем какая буква первая, вторая, третья… В слове есть буква Р, а буква О? Вот тут мне кажется она и начала понимать, что слово надо прооопеееввааать.

Первая буква в слове

Еще когда только учили буквы я обращала внимание на первые буквы слов:

— «Гусь» — первая буква Г,

— «Лось» — первая буква Л.

Игра «Шифровка слов»

Мы в семье ввели «шифр». Сладкое не называли прямо, чтобы не провоцировать Катю. Говорим: торт — «Т», шоколад — «Ш», конфеты — «К» и т.д.

Сейчас ребенок уже разгадал его, и даже придумывает свой.

— Мама дай мне «С».

И тут я уже думаю, а что она имеет ввиду. Хоть маскировка наша и провалилась, я не особо жалею. На один шаг ближе к пониманию структуры слова.

Игра «Слова на заданную букву»

Эту игру опять подсказал мой папа.

Допустим буква К. По очереди называем слова на эту букву. Интереснее, когда участников больше 2-х.

Веселясь, дочка выкрикивает и непонятные слова, больше похожие на набор букв, но бывают и редко используемые. Может она их где-то услышала, и всплыло в памяти, а может случайно скаламбурила.

Вот так мы и обучаем нашу девочку — дошкольницу чтению.

Комментарии (всего 12 шт.) к статье: Обучение дошкольников чтению

  • Оксана Белоусова

    Настя, спасибо.Нам тоже надо приобрести такой букварь и вперед с песнями. Я вижу у сыночка интерес есть к обучению.

    • Настя

      Оксана, интерес у ребенка залог любого обучения. Успехов вам.

      • Оксана Белоусова

        Благодарю вас, Настя. Желаю вам удачи в конкурсе.

        • Настя

          Спасибо Оксана.

  • Людмила Власова

    Настя, спасибо, что поделилась своими трудностями и находками в обучении Катюши.
    По букварю Жуковой. Злате он очень нравился и она с удовольствием училась по нему читать. Правда, параллельно я учила ее читать по самодельному паровозику.
    А вот Олесе букварь не понравился. И я пробовала и Злата. Злата даже наклейки за каждое занятие наклеивала. Бесполезно.
    Олеся стала читать по слогам только когда я сделала самодельные кубики Зайцева, обклеив обычные кубики складами. Вот тут дочке было интересно. Мы и в путешествия ездили, строя вагончики и читая их и слова составляли и абракадабры :)

    • Настя

      Людмила, в который раз убеждаюсь, все дети разные, к каждому свой подход нужен.
      У меня в статье больше трудностей, чем находок. А может результат еще не проявился. Посмотрим время покажет.

      • Людмила Власова

        Настя, результат обязательно будет.
        Злата наша умеет читать с 2,5 лет, но сама книги стала читать только после 5 лет.
        Поэтому я не форсировала обучение чтение Олеси — активно занялись мы чтением в 4 года и она стала читать в 4,5 года. Сейчас она очень хорошо читает — бегло, но сама книжки берет редко — только в туалет :) Там у нас читальная комната всей семьи. Муж смеется уже, говорит: «Надо книжную полку там повесить» :)

  • Мила

    Настя, спасибо за рассказ! Почувствовала я между строчек, что маме бы хотелось больше, но для 3-х лет у вас очень прекрасные результаты! Ведь все детки разные. Мы с Лешей тоже в восторге от Жуковой, а вот Арсения знакомить с ней пока не считаю нужным. Хотя буквы он уже почти все знает. Мне кажется время еще не пришло. Надо чуть-чуть подождать…

    • Настя

      Мила, маме всегда хочется больше, но я ориентируюсь на ребенка и не гоню лошадей. Как говорят всему свое время.
      Мила, сейчас дочке 4-ре года.

  • Татьяна Копанева

    спасибо за ваш опыт, читаю и для себя отмечаю, что стоит предлагать детям, а что нет.

    • Настя

      Татьяна, надеюсь мой опыт будет вам полезен.

  • Татьяна

    Спасибо за Ваш опыт, но я не совсем согласна. На мой взгляд самое подходящее время для чтения -5 лет. этот возраст поможет разобраться детям в названиях букв и звуков, определять мягкие и твердые…Но если Вы добились хороших результатов в обучении своих детишек, от души поздравляю! С уважением, Татьяна.

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>