25 ноября 2014  | 

Математика в детском саду: учимся — играя, считаем — сочиняя

Все любящие родители и заботливые воспитатели знают, что знания ребенку лучше всего «подавать» в форме игры. И сегодня у нас в гостях — замечательная воспитательница Любовь Николаевна Шаврина со своими наработками обучения деток математике в детском саду. Девиз Любови Николаевны: «Учимся — играя, считаем сочиняя«.

Статья «Математика в детском саду» участвует в конкурсе «Мама, подготовь меня к школе». Вы тоже можете присоединиться к нашему конкурсу — поделиться своим опытом и побороться за прекрасные призы. Как принять участие в конкурсе узнайте в этой статье, а посмотреть на призы можно — здесь.

Математика в детском саду: учимся играя, считаем — сочиняя

Я работаю воспитателем в детском саду. Для меня всегда стоял вопрос, как научить дошкольника азам математики самостоятельно, что бы ему было легко, занимательно и нескучно?

Методической литературы много, но какую выбрать, что бы было понятно не только детям, но и мне, как педагогу?

Не удивляйтесь, иногда, читая «умные» книги по воспитанию и обучению детей приходится напрягаться, что бы понять , чего хотел автор. Часто в погоне за деньгами издательства выпускают любое» чтиво».

Как — то, в книжном магазине я опять стояла и перебирала пособия по обучению дошкольников и мне в руки попалась книга «Знакомство с математикой. Конспекты занятий» авторы О. Н. Крылова и Л. Ю. Самсонова от издательства «Сфера». Прочитав в содержании книги, что задания выполняются по «Рабочей тетради», к великой моей радости, нашла и её, правда в единственном экземпляре.

Математика в детском саду: хорошее пособие

Математика в детском саду: хорошее пособие

Два года подряд я работала на подготовительной к школе группе и эти два года играли, считали, решали по этим прекрасным пособиям. Мало того, и другие воспитатели тоже стали заниматься с детьми по этим же книгам. Не смотря на то, что рабочая тетрадь была единственная, мы бережно копировали её страницы на каждого ребенка. Если ребенок не успевал выполнить задания во время занятия, то, с удовольствием, в вечернее время самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя или других детей доделывал работу. Что бы похвалиться своими знаниями дети брали копированные листы с выполненным заданием домой и показывали родственникам.

Что же хорошего и прекрасного в книжках «Знакомство с математикой»?

Начну с того, что все ясно и понятно и взрослым и детям, задания даются конкретные и все в игровой форме. Воспитатель или родитель читает задания в конспектах, а дети выполняют в рабочих тетрадях.

Занимаясь по этим рабочим тетрадям детки:

  • запоминают цифры: их написание и значение;
  • повторяют геометрические формы,
  • улучшают речь,
  • развивают мелкую моторику
  • учатся классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, опровергать и доказывать.

Задания усложняются с каждым занятием, что способствуют пробуждению интереса к познанию, развитию кругозора, воображения, памяти.

За год дети учатся:

  • делать графические диктанты,
  • определять закономерности,
  • продолжать геометрические узоры,
  • решать простые примеры,
  • применять математические знаки,
  • восстанавливать числовой ряд,
  • сочинять задачи по схеме: Задача -Условие — Решение — Ответ.

Приведу несколько примеров наших занятий по математике в детском саду.

Занятие в подготовительной группе

На занятиях я стараюсь поставить вопрос детям так, что бы они сами проявили инициативу и высказали свое мнение.

Вот пример первого занятия по математике в детском саду.

Итак, начнем.

Создание игровой ситуации

Под звуки песни «Чему учат в школе», веду с детьми беседу — диалог:

  • Детки, скажите: о чем эта песня?
  • Чем занимаются в школе?
  • Зачем люди учатся?

Рассказ о Стране Знаний

Я хочу рассказать Вам про чудесную страну, в которой живут замечательные жители:

  • буквы и звуки,
  • числа, цифры и знаки,
  • сказки и книги.

В этой стране добро побеждает зло. Каждый город в стране имеет свое название — «Математика», «Чтение», «Письмо». Страна эта — Страна Знаний.

Знакомство

Прежде чем отправиться в путь, давайте знакомиться.

Называю свое имя, детям даю цветок они передают его друг другу и называют свое имя.

Путешествие на волшебном поезде по Стране Знаний

В Страну Знаний мы отправимся с Вами на волшебном поезде.

Дети поют песню «Голубой вагон».

Первая станция «Отгадай — ка»

Здесь я загадываю загадки про школу и школьные принадлежности: карандаш, ручка, пенал, портфель.

Предлагаю детям назвать все предметы двумя словами — (школьные принадлежности). Выполняют задание в Рабочей тетради — обвести только школьные принадлежности.

Тетрадь для занятия в детском саду

Тетрадь для занятия в детском саду

Вторая станция «Возьмем — не возьмем»

Показываю картинки.  Если дети видят школьные принадлежности им нужно хлопать в ладошки.

Третья станция «Отвечай — ка»

  • Вопросы: Кто любит шоколад? (Я)
  • Кто любит мармелад?                  (Я)
  • Кто любит груши?                         (Я)
  • Кто не чистит уши?                       (?)

Четвертая станция «Узнавай — ка»

Отгадывание детьми загадок сопровождающиеся рисунками.

Выполняют задание в Рабочей тетради по сказке репка — » Из какой сказки этот рисунок» расскажите сказку «Репка» по цепочке.

Математика в детском саду

Математика в детском саду

Пятая станция «Нарисуй — ка»

Задание в Рабочей тетради — Нарисовать рисунок на тему «Страна Математики»

Шестая станция «Ворота «Страны Знаний»

Ребята, посмотрите у ворот Страны Знаний нас ждет «Мудрая Сова», она поможет вам во всем:

  • Учиться считать,
  • писать,
  • выполнять красивые поделки.

А что бы вам было легко, «Мудрая Сова» будет вам подсказывать, какое задание и как вы должны выполнить. Работа в Рабочих тетрадях с условными обозначениями.

Подводим итог:

  • Куда мы все вместе совершили путешествие?
  • На каких станциях мы побывали?
  • Что нового узнали?
  • Что возьмете с собой в Страну Знаний?
  • Чему хотите научиться?

Математика в детском саду — занятие №22:

А вот так выглядит занятие 22 в «Рабочей Тетради»

Математика в детском саду

Математика в детском саду

Математика в детском саду: состав числа

Для лучшего усвоения «Состава числа» я использовала таблицы, которые нетрудно смастерить самим.

На крыше дома живет «хозяин» с определенным именем (цифра).

На каждый этаж в две комнаты «хозяин» может заселить столько «гостей», какой цифрой он называется, то есть в доме хозяина 5 на каждом этаже, в двух комнатах живут гости: 1 и 4; 2 и 3: 3 и 2; 4 и 1.

Состав чисел до 10

Состав чисел до 10

Ребенку будет удобнее запомнить «гостей» начиная с цифры «1», потом 2, 3 и т. д.

Я очень гожусь, что мои выпускники в школе легко усваивают материал по математике и среди них нет отстающих. Надеюсь, что родителям будущих первоклашек пригодится мой опыт и их дети будут учиться с желанием и удовольствием, радуя родителей и принося им массу положительных эмоций!

11 комментариев Математика в детском саду: учимся — играя, считаем — сочиняя

  • Людмила Власова

    Любовь Николаевна, спасибо, что поделились своей находкой и занятиями с детьми математикой в детском саду.
    Действительно, в книжных магазинах сейчас так много пособий, что глаза разбегаются. Я купила уже с десяток пособий и 2 месяца сортировала их, изучала, все не знала с чего начать с дочкой изучение математики.

    Мне понравились пособия, которые Вы предлагаете — мне нравятся, когда детям даются обширные задания. Я уже заказала через интернет рабочую тетрадь, а вот книги — нет.

    Любовь Николаевна, по одной тетради можно заниматься или по учебнику какие-то секреты обучения описаны?

  • Людмила Власова

    Любовь Николаевна, очень понравились домики для изучения состава числа. Я сегодня рисовала такие домики Олесе — ей очень понравились и она сразу подключилась к игре.

  • Любовь

    Добрый вечер Людмила! Спасибо за публикацию моего скромного труда, но буду искренне рада, если родителям будущих первоклассников он будет на пользу!
    Людмила,я думаю, что Вы справитесь с заданиями в Рабочей тетради и сами.Конечно, занимаясь ещё и по конспектам Вам пришлось бы меньше думать, как построить занятие с ребенком, что бы ему было интересно и легко. В интернет магазине Book Street Ссылка: thttp://www.bookstreet.ru/www.bookstreet.ru «Конспекты занятий» принимаются под заказ.
    С наилучшими пожеланиями Любовь Николаевна

    • Людмила Власова

      Конечно, пригодятся, Любовь Николаевна! Правда, большая часть читателей даже «спасибо» не скажет, статьи в интернете читаются, как в газете: взял на заметку, а об авторе не подумал.

      Спасибо за ссылку — попробую заказать.

  • Мила

    Любовь Николаевна, спасибо за такое подробное описание пособия и занятия. Очень увлекательное путешествие получается. Взяла на заметку.
    А вам желаю удачи в конкурсе!!!

  • Настя

    Любовь Николаевна, спасибо за то что поделились своим опытом. Изучать играя это наверно главное условие обучения маленьких детей. Буду искать тетрадь и книгу в магазинах своего города.

  • Maha

    А я скажу спасибо, потому как сама кучу разных методичек в свое время пересматривала (для себя).
    Особенно порадовал пункт — сочинять задачи по схеме: Задача -Условие — Решение — Ответ. Для нас в первом-втором классе — это было самым сложным в математике. Хотя, сказать честно, иногда встречаются такие задачи, что и мне сложно их схематично изложить, а ребенку — тем более.

  • Линара

    Очень для меня полезный пост, поскольку как раз этим вопросом я занялась, и теперь конечно же хочу эту тетрадку, ктр. Вы озвучили..интересный вариант с таблицей по составу числа, моему -то пока это сложновато..Девиз прекрасен — «Учимся — играя, считаем сочиняя»)

  • Любовь

    Дорогие мамочки! Я очень рада, что Вам пригодился используемый мной материал.Надеюсь, что Ваши детки будут Вас только радовать. А насчет сочинения задач все очень просто: Возьмите сюжетную картинку или раздаточный материал, например: На картинке изображены 2 девочки и 4 мальчика. Я пишу на доске «Задача», ниже «Условие». Дети уже сами размышляют, какую задачу можно придумать, соответственно:
    2 девочки
    4 мальчика
    Что можно узнать об этих детях? Вариантов несколько: Сколько вместе девочек и мальчиков? На сколько мальчиков больше чем девочек или наоборот, на сколько девочек меньше, чем мальчиков?
    Ребенок решает задачу и называет ответ: Ответ: мальчиков и девочек вместе 6 или Ответ:девочек меньше, чем мальчиков на 2.
    Вот и все и совсем несложно.Удачи Вам и движения только вперед!

    • Людмила Власова

      Любовь, спасибо за совет.
      Доска у нас есть — попробуем с Олесей придумывать задачи.

  • Оксана Белоусова

    Любовь Николаевна, огромное вам спасибо.Обязательно приобретем эти книги и тетради.И будем с удовольствием заниматься.

Оставить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>